Как изменение закона о госзакупках поможет бизнесу

Александр Хуруджи - правозащитник, независимый эксперт по госзакупкам.
Фото из личного архива Александра Хуруджи

Ростовскую область сотрясает очередной коррупционный скандал. ФАС доказала, что ГУП РО "Ростовавтодор" и ООО "Строитель" договорились не снижать цену на 53 аукционах на выполнение работ по строительству, ремонту и содержанию автодорог в Ростовской области и Калмыкии в 2017-2020 годах. За заключение картельного сговора на организации были наложены штрафы в 228 миллионов рублей.

Конечно, Ростовская область "славится" своим отношением к бизнесу. Но в данном случае это проблема федерального уровня. Спросите любого специалиста, избавилась ли дорожная отрасль от коррупции, и услышите в ответ много чего интересного. А если смотреть шире, то это касается всей системы госзакупок, в том числе (что сегодня особенно актуально) гособоронзаказа.

Как правильно отмечают многие эксперты, 44-й федеральный закон (о госзакупках) был написан хорошо. В теории. Но он не учитывал "находчивость" некоторых дельцов. Причем картельный сговор - только часть этой проблемы.

На мой взгляд, еще более опасным для государства явлением стало то, что недобросовестные предприниматели научились выигрывать конкурсы и господряды, не заботясь о том, как они будут исполнять свалившиеся на них контракты. В результате ответственность в лучшем случае перекладывалась на субподрядчиков, которые вынуждены были выполнять работы на те средства, которые остались после дележки пирога. А порой работы просто останавливались, потому что заказчик физически не мог выполнить взятые на себя обязательства. В сегодняшней ситуации, когда, например, в Донбассе необходимо в самые сжатые обеспечить новым жильем тысячи семей, такое издевательство над законом абсолютно недопустимо.

И государство реагирует. В конце апреля президент подписал указ, упрощающий проведение госзакупок. Заказчики теперь смогут заключать контракт с другим участником торгов, если победитель не выполнит обязательства по независящим от него причинам. Кроме того, с трех миллионов рублей до десяти миллионов рублей увеличена цена контракта, который можно заключить через электронный запрос котировок. И так далее.

При этом, как мы видим, параллельно с либерализацией законодательства усиливается и контроль со стороны правоохранительных и надзорных органов. Места для маневра у жуликов не остается. Усиливается и общественный контроль. Добросовестные исполнители смогут участвовать в тендерах и выигрывать их на нормальных, рыночных условиях.

Конечно, не все так просто. В вопросе контроля и регулирования важно не перегнуть палку, в противном случае исполнять госзаказ и господряды будет попросту некому: добросовестные предприниматели, увидев неадекватный потенциальной прибыли риск, предпочтут воздержаться от участия, что в итоге приведет к срыву госзаказа и его удорожанию.

Но здорово, что государство признало некоторые перекосы в нынешнем законодательстве и стало его системно менять. Я надеюсь, что это только начало масштабной работы и в ближайшие годы мы увидим обновленную, улучшенную и максимально эффективную систему госзакупок и гособоронзаказа.