"РГ" публикует доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека за 2022 год

Настоящий Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2022 год подготовлен в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" для направления Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.
Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества. /Ф.М. Достоевский/


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

За все годы моей работы в должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 2022 год оказался, пожалуй, самым сложным. Масштабное прибытие на территорию России жителей Донбасса и Украины, спасающихся от обстрелов и бомбежек украинских нацистов, проведение Россией вынужденной и неизбежной специальной военной операции на Украине, раскручивание США и коллективным Западом санкционной агрессии в отношении нашей страны и граждан, а также беспрецедентная русофобия определили особенности нашей деятельности.

В значительной степени была перестроена организация работы моего Аппарата, внедрены новые инструменты, позволившие максимально быстро реагировать на обращения экстренно эвакуированных людей, а также родных и близких военнослужащих, участвующих в специальной военной операции (далее - СВО). В круглосуточном режиме стала работать горячая линия, созданы мониторинговые группы по соблюдению прав участников СВО, мобилизованных граждан и членов их семей, эвакуированных лиц, активно использовались возможности видеоконференцсвязи, укреплялось сотрудничество с государственными органами, институтами гражданского общества, международными организациями, зарубежными омбудсменами. Впервые нами были установлены контакты с Международным Комитетом Красного Креста (далее - МККК), Агентством по розыску без вести пропавших МККК, с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (далее - УВКБ ООН).

Правозащитная работа требовала не только особой выносливости в силу резко возросших объемов, но главное - огромных душевных сил, сострадания и милосердия, умения переживать чужую боль как свою. Обязательным элементом нашей работы стало живое общение с людьми, нуждающимися в помощи. Деловая переписка, как правило, стала сопровождаться прямым контактом с заявителями. Они должны были почувствовать нашу сопричастность к их судьбе и получить не формальный ответ о мерах, которые осуществляет государство по разрешению проблемы. Конечно, это усложнило работу сотрудников и, более того, потребовало прохождения обучения у психологов, но такой подход больше всего был оценен гражданами.

Государственная правозащита в новых реалиях глобальных перемен получила дополнительное смысловое наполнение, которое связано не только с восстановлением нарушенных прав, но и с оказанием конкретной помощи людям, которые попали в сложную жизненную ситуацию.

Нашу поддержку получили свыше 5000 эвакуированных из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, а также отдельных регионов Украины: при координации и в тесном сотрудничестве с МЧС России гражданам оказано содействие в прибытии и устройстве в пунктах временного размещения (ПВР), оформлении документов, получении медицинской помощи, воссоединении с родственниками, трудоустройстве.

Нажмите, чтобы открыть полный текст доклада

Выстроенный нами диалог и с украинским омбудсменом, и с МККК, результативное участие в работе Минобороны России, ФСБ России, МИД России позволили освободить и возвратить на Родину 168 гражданских лиц, незаконно удерживаемых на территории Украины (дальнобойщиков, моряков, сотрудников предприятий), сотни российских военнослужащих, находящихся в плену на Украине, в защиту которых к нам обращались их родные и близкие. Многочисленные обращения направлены мною в МККК с просьбой о посещении его сотрудниками российских военнослужащих и об обеспечении соблюдения в отношении них положений Женевской конвенции 1949 года, о недопущении применения к ним насилия и негуманного обращения, оказании необходимой медицинской помощи. С украинской стороной налажен совместный поиск без вести пропавших.

В Докладе подробно раскрыты формы и конкретные результаты сотрудничества с этими органами и организациями. Уверена, что наступит время более глубокого осмысления роли и места уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в условиях дипломатического разрыва отношений между государствами, вооруженного конфликта и других острых ситуаций.

* * *

2022 год навсегда войдет в историю института Уполномоченного также как год беспрецедентного давления на него со стороны прозападных интеграционных так называемых правозащитных сообществ, пытающихся заставить нас закрыть глаза на геноцид жителей Донбасса, осуждать СВО и встать в оппозицию к российской власти. На основании заявлений анонимов без приглашения российской стороны правлением Международного института омбудсменов было аннулировано наше членство в этой организации. Не менее неприглядная картина наблюдалась и на площадке Европейской сети Глобального альянса национальных правозащитных институтов (ЕС ГАНРИ).

К сожалению, руководство этих организаций, как и политические структуры США и государств - членов ЕС, ни разу не отреагировало на восьмилетний геноцид жителей Донбасса, введение коллективной ответственности для всех граждан России и таким образом нарушение прав человека в том самом классическом понимании Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о защите прав человека и основных свобод: права на частную собственность, свободы экономической деятельности, свободы передвижения, свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств и др.

Не отреагировали данные организации, как и следовало ожидать, на демонтаж и осквернение памятников и мемориалов в честь советских воинов, погибших в боях за освобождение Европы от нацизма, воспрепятствование деятельности российских журналистов и СМИ, откровенную травлю российских и русскоговорящих граждан, на реабилитацию нацизма.

На сессии Генеральной ассамблеи ЕС ГАНРИ, которая проходила осенью 2022 года в Брюсселе, целью было заявлено обеспечение открытого и эффективного обмена мнениями между членами ГАНРИ по наиболее актуальным правозащитным вопросам. В том числе возникающим в контексте СВО на Украине.

Не скрою, мы надеялись, что интеграционное сообщество независимых национальных правозащитных институтов, в отличие от многих других международных организаций, сохранило приверженность демократическим принципам и способно обеспечить возможность всем сторонам свободно высказывать свои взгляды, излагать аргументы и беспрепятственно предоставлять информацию. Это совершенно очевидно: только при таких условиях общество может получить объективную картину происходящего, а ЕС ГАНРИ - выработать конкретные меры помощи людям, попавшим в труднейшую жизненную ситуацию в связи с военными действиями на территории двух государств - России и Украины, - беженцам, пленным, раненым, разлученным семьям и многим другим. Увы, этого не произошло!

Мы оказались свидетелями того, как столь часто провозглашаемые ЕС ГАНРИ демократические принципы свободы мнения и слова, гуманности и человеколюбия оказались всего лишь декларацией. Европейская ассоциация независимых правозащитных учреждений даже не попыталась сделать вид, что готова на объективную оценку правочеловеческой составляющей ситуации на Украине.

Для них не существует 14,5 тыс. жителей Донбасса, убитых украинскими нацистами за 8 лет методичных попыток физического уничтожения региона (2014-2022 годы). Для них нет тех 10 тыс. мирных жителей ДНР и ЛНР, убитых ВСУ за последние 8 месяцев. Не существует фактов вопиющей дискриминации русскоязычного населения Украины. Нет стариков, которые были оставлены на голодную смерть, не лежат в руинах жилые кварталы, больницы, детские сады и школы. Разумеется, не могло быть водной и энергетической блокады Крыма.

Закрыли глаза участники мероприятия и на грубое попрание Украиной прав человека - убийства, пытки и издевательства над российскими военнослужащими. ЕС ГАНРИ отказалась дать оценку действиям Украины, которая берет в заложники невинных людей - гражданских моряков, водителей, простых граждан. Представительное правозащитное собрание даже не попыталось просто задаться вопросом: почему более 5 млн людей под угрозой смертельной опасности были вынуждены экстренно эвакуироваться на территорию России, почему этот массовый исход жителей региона начался до начала СВО?

Никогда еще тема прав человека не эксплуатировалась так бессовестно и обнаженно для оправдания политических амбиций и неонацизма. Нас фактически понуждали изменить акценты в защите прав человека и основное внимание уделять членам ЛГБТ и оппозиционерам. Конечно, права любого члена общества должны быть защищены от произвола и насилия. Но недопустимо институт правозащиты использовать как институт пропаганды.

Защита прав человека не сводится к слепому следованию стандартам, которые не отвечают запросу общества, его историческому прошлому и традициям, морально-нравственным ориентирам и ценностям. Все это свидетельствует о фактической деградации и демонтаже международной системы защиты прав человека.

На этом фоне вполне закономерно стал формироваться российский эталон правозащиты, который, как показала прошедшая в 2022 году в Москве международная научно-практическая конференция, посвященная обмену лучшими практиками омбудсменов в сфере защиты прав молодежи, вполне востребован (в ней приняли участие омбудсмены и руководители национальных правозащитных учреждений из 29 государств).

И данная конференция, и развивающийся, созданный в том числе по нашей инициативе 7 лет назад, Евразийский Альянс Омбудсменов (в настоящее время в него входят омбудсмены 9 государств) показали, что у нас много единомышленников и сторонников. Мы поддерживаем друг друга и развиваемся в одном направлении. Для нас важны все без исключения группы прав, в том числе и, в первую очередь, социальные, культурные, экономические.

* * *

В этом контексте мы продолжали проводить системную работу на внутреннем контуре. В России создана своя достаточно развитая национальная система защиты прав человека, которая позволяет контролировать исполнение государством конституционных гарантий прав и свобод человека, взятых на себя социальных обязательств. Сегодня важно не опускать планку и продолжать неукоснительно следовать имплементированным в российское законодательство международным нормам и принципам в области прав и свобод человека.

В 2022 году положительно разрешены 4726 обращений, восстановлены права и оказано содействие в реализации прав более 255 тыс. граждан, в том числе адресную помощь получили 13 715 граждан.

Стратегической линией института Уполномоченного в 2022 году, помимо восстановления нарушенных прав граждан, стало оказание помощи тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию и нуждался в поддержке. Это стало новым направлением нашей деятельности, выходящим за рамки принятого 25 лет назад Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", но не входящим в противоречие с ним, а, наоборот, органично дополняющим нашу основную деятельность. Прежде всего речь идет о поддержке жителей Донбасса, которые остались там или находятся в эвакуации в различных регионах России. Гуманитарная помощь необходима также родным и близким военнослужащих, отстаивающих национальные интересы в ходе СВО. В рамках данного принципиально нового направления деятельности Уполномоченный тесно сотрудничала с общественными объединениями, благотворительными фондами. В течение 2022 года во взаимодействии с рядом благотворительных фондов была организована отправка гуманитарного груза в ДНР и ЛНР - средств реабилитации, оборудования для больниц, книг, игрушек, одежды.

Сегодня в условиях проведения СВО, сохранения большого числа эвакуированных лиц очень важно, чтобы в отношении наших граждан максимально четко и ответственно исполнялось законодательство, связанное с социальными гарантиями. Вместе с моими коллегами - омбудсменами в субъектах Российской Федерации мы постоянно работаем со всеми категориями населения, чтобы услышать их потребности, их запрос на соблюдение прав и принять своевременные меры для защиты нарушенного права.

Институт уполномоченных по правам человека отчетливо осознает: предстоят непростые времена и много, невероятно много тяжелой и ответственной работы. "Текущая ситуация - это, безусловно, испытание для всех нас, - как справедливо сказал Президент Российской Федерации В. В. Путин. - Мы пройдем его достойно - с упорным трудом, совместной работой и взаимной поддержкой преодолеем все трудности и станем еще сильнее, как это всегда было в истории тысячелетней России"1.

* * *

С конкретными итогами по соответствующим направлениям нашей работы за 2022 год можно подробно ознакомиться в каждом из разделов данного доклада. Как и прежде, в нем приведены тематическая статистика, информация о динамике состояния дел в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, о системных проблемах, о мерах, которые были приняты в целях обеспечения их гарантий, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Доклад состоит из вступительного слова, 10 глав, объединяющих 35 параграфов. Традиционно он завершается рекомендациями и предложениями, адресованными государственным органам власти в целях принятия мер, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики для повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.

В заключение хотела бы поблагодарить служащих Аппарата Уполномоченного за многолетнюю добросовестную работу, неравнодушное отношение к делу и проблемам, с которыми к нам обращаются люди, слаженность коллектива и профессионализм.

Выражаю также искреннюю благодарность членам Экспертного совета при Уполномоченном, моим коллегам - региональным омбудсменам, представителям правозащитного сообщества, государственным учреждениям и общественным объединениям, оказавшим содействие в подготовке настоящего Доклада.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москалькова

1 Совещание о мерах социально-экономической поддержки регионов // Официальный сайт Президента Российской Федерации. http://www.kremlin.ru/events/president/news/67996 (дата обращения: 22.12.2022).

Полный текст доклада доступен по ссылке