Как сообщает Bloomberg, все больше авиакомпаний готовы вкладываться в дополнительные услуги для богатых. Несмотря на трудные экономические времена, они урезают места для обычных пассажиров, а для летающих первым классом предлагают не просто комфортные места, а целые личные каюты. Кровати, диваны, телевизоры, мини-бары, именные халаты, душевые кабины и даже личный повар - любой каприз за ваши деньги.
Чтобы слетать из Франкфурта, например, в Токио, нужно выложить не менее 15 тысяч евро. Это дешевле, чем на личном самолете, а уровень комфорта обещают запредельный. Чтобы переоборудовать самолеты под пожелания богатых клиентов, немецкая Lufthansa готова в ближайшее два года инвестировать до 2,7 млрд долларов.
По оценкам экспертов, рост интереса к новым сервисам произошел на фоне пандемии коронавируса, когда самолеты стояли на земле, а авиакомпании несли огромные убытки. Теперь они пытаются найти новые модели бизнеса, и ставка на богатых может сыграть.
Ведь ценник на элитные каюты в самолетах более чем в 10 раз выше, чем на обычные билеты. А желающих воспользоваться ими немало. Среди них есть даже те, кто раньше не мог и подумать о такой роскоши. Дело в том, что за время пандемии многие клиенты авиакомпаний накопили большое количество различных бонусов, потратить которые при ковидных ограничениях не могли. А теперь на них можно почувствовать себя в самолете королем.
Изначально авиаперелеты возникли как возможность быстрого передвижения между странами и континентами, доступная для состоятельных путешественников. Постепенно авиакомпании двигались в массовый сегмент, расширяя число клиентов и увеличивая выручку. Даже бизнес-класс на внутриевропейских рейсах подвергся упрощению. В этом евробизнес-классе установлены такие же сиденья, как в экономклассе, только место посередине свободно. Но деловые пассажиры с высоким уровнем доходов не видят смысла платить за такой бизнес-класс. В результате зарубежные авиакомпании стали осознавать, что теряют высокомаржинальных пассажиров. Сейчас ситуация вероятно поменялась. Авиакомпании ищут способы покрытия выпавших за годы пандемии доходов. Но вряд ли это означает кардинальный разворот тренда, отмечают специалисты.
Рынок ищет новый баланс, но массовый сегмент будет доминировать, считает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. "После длительной ставки на массовый сегмент в связи с притоком новых пассажиров авиакомпании ищут новый баланс, связанный с конкуренцией за высокомаржинальный сегмент премиум-класса", - говорит он.
К тому же эта тенденция не столь актуальна для российских авиакомпаний. У нас движение было обратное. Массовые авиаперелеты возникли в советский период, а затем авиакомпании стали добавлять услуги повышенного качества. Сейчас приоритетная задача для российской авиации - обеспечить территориальную связанность, транспортную доступность регионов и авиационную мобильность, указывает руководитель агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. "Важнее выставить достаточное количество кресел по доступной цене, чем заработать на наиболее состоятельных авиапассажирах", - поясняет он.
Тем не менее ведущие российские авиакомпании сохраняют в своих самолетах салоны бизнес-класса. Речь не идет о суперлюксах, которые больше востребованы на межконтинентальных трассах, но предложения в бизнес-классе по уровню комфорта достаточно привлекательны.
Ранее "Аэрофлот" работал на линиях, связывающих (со стыковкой в Москве) Юго-Восточную Азию и Европу, тогда услуги класса люкс были более актуальны, поэтому компания стремилась постоянно повышать уровень обслуживания в бизнес-классе и планировала предложить аналогичные услуги, напоминает эксперт. Сейчас это не особенно актуально, добавляет он.
В России также развиваются различные сегменты рынка. В линейке отечественных "Суперджетов" есть и бизнес-джеты с баром, зонами для переговоров, спальней. "Сухой Суперджет ВИП SSJ 100/95" был разработан совместно с иностранными компаниями. В салоне можно разместить до 98 пассажиров на комфортных креслах с откидными столиками и средствами связи, презентуют самолет перевозчики.