В 2022 году директор Музея музыки Михаил Брызгалов обратился лично к композитору с просьбой прислать материалы для фонда. Символично, что ровно за 80 лет до этого, в 1942 году, Музей обращался к другому композитору - Сергею Рахманинову, и это стало зарождением его фонда, который на сегодняшний день насчитывает 2700 единиц хранения.
"Родион Константинович - музыкальный гений своего времени, - рассказал Михаил Брызгалов. - Нам было очень важно, чтобы фонд постепенно пополнялся новыми рукописями. Щедрин достаточно быстро и положительно отреагировал на нашу просьбу. В этот раз были переданы три рукописи, но это уже является для нас историческим событием. А в будущем, я уверен, что найдутся еще фондообразователи".
Композитор передал следующие автографы: Вариацию на тему Диабелли для фортепиано, Мессу-поминовение "Майе Плисецкой - вечная память" для смешанного хора без сопровождения и Концерт для чтеца, ансамбля и струнного оркестра по рассказу Михаила Зощенко "Приключения обезьяны" (клавир и партитура).
"Родион Щедрин непосредственно связан с нашей Консерваторией, - поделился ректор Александр Соколов. - Выпускник, а ныне член Попечительского совета и Почетный профессор сделал многое для нашего вуза. Его хоровое письмо - это очень сложная музыкальная ткань. Часть его сочинений была написана специально для нашего Камерного хора, после общения с его руководителями - Борисом Тевлиным и преемником Александром Соловьевым. Состав хора постоянно обновляется новыми прибывшими студентами, что не отменяет поддержку высокого уровня исполнения, и каждое поколение хоровых дирижеров продолжает расти на сочинениях Щедрина".
На вечере хор представил публике сочинения, которые стали хоровой классикой ХХ века и композицию, вошедшую в новый сборник хоровых сочинений "Век двадцать первый". Щедрин постоянно экспериментировал с жанрами, достаточно вспомнить частушки, хоровые пословицы или телеграммы для органа, с последними из которых случилась невероятная история.
Профессор Московской консерватории, органистка Евгения Кривицкая обратилась к Щедрину с просьбой прислать ей ноты телеграмм, на что композитор ответил, что ноты утеряны. Но по счастливому случаю, они обнаружились в архиве его друга, хранителя органов консерватории Натальи Малиной, и она с разрешения композитора предоставила Евгении для исполнения.
Фонд пополнился последним на данный момент оркестровым сочинением Щедрина - "Приключения обезьяны". Написанное в 2020-м году, произведение имеет немалый интерес у публики и исследователей. Для небольшого ознакомления на вечере показали отрывок из премьерного исполнения Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Из фортепианной музыки - неотъемлемой части композиторского мастерства Щедрина - в копилку музея попала Вариация на тему Диабелли. Екатерине Мечетиной как любимой пианистке Щедрина выпала честь исполнить миниатюрный шедевр, а вместе с ней небольшой цикл "Дневник" из семи пьес, выстроенный по аналогии с семи днями недели. Этот цикл Екатерина представила слушателям еще 20 лет назад по просьбе самого автора. Технически сложные, но безупречные по стилю "дневниковые записи" и Вариацию еще предстоит осмыслить. Музыкальный язык Щедрина непростой, но изысканный и структурно оформленный, это одно из главных отличий его стиля.
Среди других сочинений зрители услышали вокальные опусы композитора в исполнении Алены Кузнечиковой и Марии Челмакиной. Представили как ранние сочинения Щедрина, так и поздние опусы, как признанные шедевры, так и малоизвестные страницы творчества.
Завершился вечер знаменитым "Маршем монтажников" из фильма "Высота" Александра Зархи. Кстати, Щедрин сочиняет по сей день, его творческий дух неиссякаем. Его музыка звучит все чаще на концертной эстраде, а поступившие ноты совсем скоро попадут в руки исследователей, в том числе, Валентине Николаевне Холоповой - автору монографии о Щедрине.