Инициатива была внесена в Госдуму группой депутатов. Как рассказал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, в целом проект предлагает установить уголовную ответственность за незаконную деятельность в сфере возврата просроченной задолженности физических лиц. За обычные для коллекторов безобразия - поугрожать, что-то разбить, оклеветать - предлагается отправлять в казенный дом на срок до 5 лет. Если же коллекторы действовали организованной преступной группой, срок возрастает до 10 лет.
Согласно предлагаемым поправкам, до пяти лет колонии будет грозить за безобразия без насилия: распространение порочащих сведений или какие-то угрозы. Например, господа взыскатели могут сесть за то, что начнут развешивать на заборах листки с фамилиями должников.
1. Если же коллекторы распустят руки, что-то разломают или побьют, но не сильно, то есть без вреда здоровью должника, то срок вырастет. Предлагаемый правительством пункт в УК предусматривает срок от трех до семи лет. Самый же большой срок - от пяти до десяти лет - будет предусмотрен за опасное для жизни и здоровья должника насилие. "В действующем законодательстве установлены правила, которыми должны руководствоваться лица, занимающиеся взысканием просроченной задолженности, - напомнил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. - Например, ограничение количества звонков. Нельзя звонить третьим лицам. И многое другое. Однако существующих мер ответственности коллекторов сегодня недостаточно".
Как рассказывают инициаторы проекта, теоретически сегодня коллекторам могут вменить такие статьи УК, как "Клевета", "Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью", "Нарушение неприкосновенности частной жизни", "Нарушение неприкосновенности жилища", "Вымогательство", "Умышленное уничтожение или повреждение имущества" и "Самоуправство". То есть формально Уголовный кодекс готов к встрече с коллекторами. Однако, продолжают инициаторы проекта, на практике применение всех этих статей в отношении коллекторов вызывает затруднения.
"Одна из основных проблем уголовного законодательства применительно к лицам, использующим незаконные способы осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности, связана с тем, что уголовная ответственность наступает только за возможные последствия их действий, - говорится в пояснительной записке. - При этом реакция правоохранительных органов возможна только после совершения одного из указанных деяний, что может привести в итоге к необратимым последствиям преступления".
Проще говоря: есть нюансы, из-за которых сегодня привлечь коллекторов к уголовной ответственности сложно, хотя подходящие для них статьи вроде бы есть. Исправить ситуацию поможет появление в УК специальной "коллекторской" статьи. Тогда уже никаких вопросов не возникнет ни у теоретиков, ни у практиков.
Кстати, на прошедшем недавно Петербургском международном юридическом форуме директор Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов сообщил, что профессиональные коллекторы основную свою прибыль получают, взаимодействуя с судебными приставами. Поэтому глава ведомства выразил сомнение в необходимости существования института коллекторов. Иными словами, если коллекторы выбирают действовать в белых перчатках, они выбирают обращение в службу судебных приставов. То есть идут в суд, потом с исполнительными листами обращаются к приставам.