Корреспондент "РГ" Владимир Снегирев навестил Прагу, в которой когда-то долго жил и работал. Изменилось многое

На паспортном контроле в зоне прилета международного аэропорта Праги царило необыкновенное столпотворение. Конечно, такое бывало и раньше, особенно когда тут приземлялись гигантские аэробусы с туристами из Китая или Южной Кореи. Но теперь картинка отличалась тем, что в очереди к пограничным будкам выстроились исключительно лица мужского пола в возрасте 30-40 лет.
"Пивной трамвай" - любимое развлечение британцев в Праге: крути педали и почаще наливай.
"Пивной трамвай" - любимое развлечение британцев в Праге: крути педали и почаще наливай. / Владимир Снегирев

- Пивной тур из Лондона, - горестно ответил на мой недоуменный вопрос служащий аэропорта.

Минералка местного разлива

Дело происходило накануне "длинных выходных", а для Праги это всегда означает нашествие брутальных парней со всей Европы, которые заполоняют все центровые отели, а затем перемещаются из одного питейного заведения в другое, по ночам орут песни и обильно орошают продуктами жизнедеятельности стены местных домов.

Прежде, когда Британия входила в Евросоюз, пассажиров из Лондона принимал терминал номер два, где для "своих" никакого паспортного контроля не существует. Теперь этим англичанам в предвкушении пивных приключений приходится томиться в общих очередях и в том терминале, который обслуживает рейсы за пределами Шенгенской зоны.

Как и в доковидные времена, все места в отелях чешской столицы в эти первые майские дни были раскуплены. Все! Тут нет никакого преувеличения, поскольку жертвой этого ажиотажа стал я сам, когда тщетно пытался поселиться вначале через Booking.com, потом через свои пражские связи, потом, плюнув на все, лично объехав с десяток постоялых дворов, где раньше без проблем находил кров.

И сами чехи, воспользовавшись трехдневным отдыхом, тоже отправились путешествовать - кто на популярные курорты, кто в горы. Удивительное дело, но даже в Карловых Варах и Марианских Лазнях, которые прежде были уделом почти исключительно небедных иностранцев, в эти дни все отели оказались заполнены под завязку.

Тут, видимо, сказалось еще и то, что после отмененных недавно ковидных ограничений люди, словно проснувшись, с энтузиазмом бросились наверстывать упущенное.

Что же касается дорогих курортов, то надо признать: слухи об их безвременной кончине в связи с отсутствием россиян сильно преувеличены. Цены там по-прежнему высокие, однако аборигены потихоньку осваивают опустевшую было нишу, правда, от лечения - а это и было главной "фишкой" - пока в целях экономии отказываются. Отель "Пупп" в Карловых Варах - тот самый, где останавливались коронованные особы и советские партийные вожди - сейчас, хотя высокий сезон еще не наступил - заполнен на сто процентов.

Мой знакомый владелец бутикового отеля в курортном городе Марианские Лазни при встрече тоже довольно потирал руки: бизнес идет хорошо, едут и немцы, и местные, по выходным дням все комнаты раскуплены.

Цена на пиво взлетела на треть. И ни один стул под министрами не зашатался

Сказались действия властей, много денег и сил потративших на то, чтобы изменить имидж дорогих курортов: ныне провести там несколько дней считается для чехов статусным, престижным. Вот и едут - с чадами, домочадцами, собаками. Потихоньку привыкают к минеральной воде, обладающей, как известно, целебными свойствами.

После отстоя пены

И столица, судя по всему, полностью оправилась от последствий тех ограничений, которые действовали во время пандемии. Много туристов со всего мира, столпотворения на Староместской площади и Карловом мосту, нескончаемый поток экскурсантов в Пражском Граде.

Пиво, как всегда, льется рекой, его потребление почти приблизилось к рекордным 144 литрам в год на человека.

На Карловом мосту как обычно народу полно. И туристы, и местные. Фото: РИА Новости

Хотя как раз посещение пивной лично меня повергло если не в шок, то в сильное удивление. Это произошло в тот момент, когда настал миг расплаты за выпитый "Праздрой". Выяснилось, что теперь большая кружка пива стоит не как прежде - 45 крон, а ровно на 15 крон больше. Я хорошо помнил цитату из чешского классика, суть которой сводится к следующему: правительство, рискнувшее поднять цену на пиво хотя бы на одну крону, неминуемо падет. А тут цена взлетела на треть! И ни один стул под министрами не зашатался.

Что же происходит?

Пиво - всего лишь звено в том инфляционном процессе, который затронул разные стороны местной жизни. Подорожало буквально все - бензин, электричество, продукты, проезд в общественном транспорте, посещение культурных мероприятий, недвижимость, одежда... Причем вот что интересно: никаких внятных объяснений этому со стороны правительства не последовало.

Все началось два года назад, когда вдруг неожиданно резко взлетели вверх тарифы на электроэнергию. Тут надо напомнить, что Чехия всегда считалась в этом отношении вполне благополучной страной: две свои атомные станции плюс несколько ГРЭС, работающих на угле, плюс так называемые возобновляемые источники энергии. Злые языки списали рост цен на козни разного рода посредников и спекулянтов, в том числе окопавшихся в высоких кабинетах руководства ЕС.

Затем - понятные проблемы с газом, однако, по каким-то неведомым причинам для чехов они оказались самыми катастрофическими, рост цен для домашних хозяйств составил 231%! Ровно в 10 раз больше, чем в соседней Польше! Правда, премьер-министр Петр Фиала заверил своих сограждан в том, что это, дескать, гримасы евростатистики, а на самом деле ситуация не так уж плоха. Но эти слова вовсе не утешили чехов, и в апреле они вышли на большую антиправительственную демонстрацию.

Кружка "Крушовице" за 29 крон? А ведь было когда-то и такое. Фото: Владимир Снегирев

В разговорах со мной многие эксперты из старых знакомцев подтвердили, что рейтинг кабинета министров как никогда низок, а некоторые предсказали его падение еще до предстоящих в следующем году парламентских выборов. Как, кстати, это уже случилось в соседней Словакии.

Претензий к своим чиновникам у чехов много. Местная демократия устроена таким образом, что к власти - на ее разных уровнях - часто приходят совершенно некомпетентные люди, отчего страдает и муниципальное хозяйство, и все государство в целом.

Пельмени с английским акцентом

Конечно же, в этой не слишком продолжительной поездке по городам Чешской Республики я не мог не поинтересоваться тем, как живется сейчас россиянам - тем, кто имеет здесь бизнес, учится или купил жилье?

Внешне как будто ничего не изменилось. Русская речь звучит повсюду - на улицах, в общественном транспорте, ресторанах. На бытовом уровне я не почувствовал ни косых взглядов, ни проявления вражды.

В скромном отеле на Виноградах, где в конце концов поселился, на ресепшен меня приветливо встретил молодой человек с редким именем Мефодий - он студент физического факультета Карлова университета, готовится к защите диплома и заодно подрабатывает в гостиничном бизнесе. По его словам, никакой вражды со стороны профессоров или однокурсников потомок кубанских казаков не ощущает, осенью, получив диплом, перейдет на работу в крупную компанию, которая занимается новыми технологиями.

Тут надо пояснить, что в университетах Праги и Брно обучаются несколько тысяч студентов из РФ и других государств СНГ.

В Карловых Варах нашел старого знакомого Сергея Ч., о котором писал в газете лет восемь назад. Он прославился тем, что, переехав когда-то сюда с Урала, открыл в Чехии свою пивоварню и даже взял главные призы на конкурсе среди местных пивоваров. Сейчас Сережа от производства перешел к продажам, открыл пивной бар, где предлагает клиентам 15 сортов разливного напитка и 1,5 тыс. видов пива в бутылках.

- Из России мы тоже получаем много запросов, - поведал он. - Однако логистика сильно подорожала. Раньше фура с пивом в Москву обходилась в три тысячи евро, а сейчас доходит до девяти.

Некоторые туристы даже с отелем не заморачиваются. Выпил - поспал - снова выпил... Фото: Владимир Снегирев

9 мая зашли с приятелем в винный бар, где милая голубоглазая девушка исполняла популярные джазовые хиты. Услышав русскую речь, Маша (она оказалась белоруской) сказала в микрофон, что сейчас будет специальный номер, и спела для нас "День Победы".

Да, на бытовом уровне вроде бы все как и раньше, зато этого не скажешь об отношении к россиянам со стороны разного рода госучреждений и подведомственных им структур, например, финансовых.

Некоторые банки отказывают клиентам с российским гражданством в продлении операционной деятельности, предупреждают о возможном закрытии счетов.

Мой знакомый Михаил Н., который уже много лет живет в Европе, имеет статус ПМЖ и занимается транспортировкой грузов, пожаловался на то, что, когда он захотел приобрести еще один грузовик для компании, то продавец, несмотря на предоплату, отказал: "Русским не продаем".

Правда, этот Михаил тоже оказался не лыком шит, он пригрозил продавцу судом за столь явную дискриминацию, и в итоге сделка состоялась. Но таких примеров можно привести много.

Раньше в больших городах часто встречались вывески на русском языке: магазины с пельменями, матрешками, рестораны русской кухни. Теперь их как корова языком слизнула. Нет, пельмени, селедку, семечки и черный хлеб купить вы, конечно, можете, но в заведениях с местными или интернациональными названиями. Неподалеку от дома, где я когда-то жил, работая пражским корреспондентом "РГ", была скромная лавка под вывеской "Ласточка". Прохожу мимо - теперь это Mix Shop Vlastovka. Хотя товары все те же.

Вам с газом?

Особый разговор о состоянии чешско-российских торгово-экономических связей. Кстати, в прошлом году им исполнилось ровно сто лет, и в этой связи смешанная торгово-экономическая палата готовила целый ряд крупных акций, в том числе совместные фестивали, выставки, обмены делегациями. Увы, по известным причинам все планы в последний момент пришлось свернуть.

Поведавшая мне об этом Наталья С., которая много лет занималась маркетинговой поддержкой совместных экономических и культурных проектов, сейчас вынуждена отложить прежние заботы, а чтобы выжить, пробует себя в ресторанном бизнесе. Арендовала помещение в пражском районе Винограды, нашла хорошего повара, надеется, что ее борщи и солянки будут пользоваться успехом. И верит в возвращение "старых добрых времен".

Нельзя сказать, что экономика Чехии сильно зависела от России, но в каких-то сегментах взаимное присутствие ощущалось заметно. Обе здешние АЭС были еще в прежние времена построены советскими специалистами, а затем обслуживались при активном участии "Росатома". Значительная часть газа поступала сюда с востока. Автомобильный концерн "Шкода" был прилично завязан на российский рынок. Здесь успешно работала "дочка" Сбербанка, а чешская банковская система была представлена крупным учреждением в Москве. Чешское пиво пользовалось неизменным интересом в наших питейных заведениях, а достопримечательности старинных чешских городков всегда привлекали туристов из России. Не говоря уже о традиционном и всесезонном спросе наших граждан на лечение в Карловых Варах.

Сейчас ситуация выглядит довольно печально. Так, по итогам прошлого года уровень чешского экспорта в Россию стал самым низким за последние десять лет. Сказалась "война санкций". Зато, как ни странно, показатели импорта из России, если верить статистике, превзошли все прежние рекорды. На словах чехи решительно отказались от наших энергоресурсов, однако практика показывает другое: нефть и газ закупались едва ли не в прежних объемах, а с учетом роста цен этот показатель достиг почти десяти миллиардов долларов.

Здравые чешские политики и экономисты прекрасно понимают, что в этом мире без взаимных торговых связей не обойтись.