В соответствии с требованиями ст. 44 Федерального закона "О связи" услуги мобильной связи оказываются только тем абонентам, которые предоставили свои персональные данные оператору, а поправки к закону "О связи", вступившие в силу в 2018 и 2021 годах, не только обязывают операторов проверять достоверность сведений об абоненте, указанные в договоре, но и регламентируют саму процедуру. Проверке подлежат ФИО, дата рождения, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность. Если данные окажутся неактуальными или ошибочными, оператор обязан приостановить оказание услуг связи.
"Правила предусматривают, что оператор обязан проверить достоверность данных, а абонент - подтвердить их одним из предусмотренных законом способов в течение 15 дней. Помимо этого, в прошлом году вступило в силу постановление правительства: оно определило правила предоставления информации в Роскомнадзор для мониторинга обязанности оператора проверять достоверность сведений о пользователях. В связи с этим мы просим клиентов уточнить сведения, тем более что процедура простая и позволяет выполнять ее в том числе дистанционно", - отмечают в Tele2.
Также, согласно закону "О связи" при поступлении запроса от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в течение 3 рабочих дней со дня получения такого запроса оператор обязан направить абоненту запрос с требованием подтвердить соответствие персональных данных сведениям, заявленным в договоре об оказании услуг связи.
В пресс-службе МТС отметили, что требования подтверждения персональных данных зависит от срока давности оформления договора, наступления возраста, по которому необходимо менять паспорт, смены места работы (для пользователей услуг связи корпоративных клиентов) и других факторов, которые могут свидетельствовать о необходимости актуализации данных.
В случае несоблюдения требований закона "О связи" штрафы для мобильных операторов могут доходит до 2 млн рублей за каждый случай. Даже несколько сотен подобных нарушений грозит операторам огромными финансовыми потерями.
Источники "РГ" на рынке телекоммуникаций утверждают, что возросшая активность мобильных операторов по сверке данных абонентов может быть связана с запланированными проверками Роскомнадзора выполнения требований закона "О связи".
"В последние месяцы число уведомлений с просьбой актуализировать данные увеличилось в связи с планируемом в мае запуском системы мониторинга Роскомнадзора. Поэтому мы просим своих клиентов заблаговременно подтвердить или актуализировать необходимые данные, чтобы избежать неудобств и перегрузок системы", - подтвердили "РГ" в пресс-службе "Билайна".
Уведомления для уточнения данных обычно приходит от оператора в виде пуш-уведомлений в приложение мобильного оператора, СМС или звонков.
Существует три простых способа подтвердить свои персональные данные.
В приложении мобильного оператора или в личном кабинете на сайте нужно зайти в свой профиль и выбрать кнопку "проверить/подтвердить паспортные данные", затем перейти в свой личный кабинет в Госуслугах и разрешить оператору провести верификацию.
Также можно прийти в салон связи с паспортом и все сделать классическим способом с помощью сотрудника оператора.
У некоторых операторов можно подтвердить свои персональные данные в их приложении или чате. Для этого понадобится паспорт и фото, а сама процедура верификации может отличаться в зависимости от оператора.
Помимо самых простых случаев, когда сим-карта зарегистрирована на того, кто ей пользуется, есть более сложные, когда она зарегистрирована на другого человека. Дистанционно переоформление такого номера невозможно. Требуется личное посещение офиса, но и здесь есть нюансы.
Никаких проблем нет, если в офис оператора с паспортами придут текущий и будущий владелец номера.
Но если текущий владелец живет в другом городе, то алгоритм действий у разных операторов различается и его надо уточнять. Существуют вариант переоформления номера по доверенности. Есть вариант с посещением офиса каждым из участников в своем городе.
В "МегаФоне" сообщили "РГ", что в случае, если номер был оформлен на другого человека, который сейчас недоступен, или организацию, прекратившую существование, можно произвести переоформление договора в одностороннем порядке. При этом клиенту нужно предоставить обоснование, что он действительно владелец номера.
Это могут быть паспорт, детализация совершенных звонков, распечатанная на бумаге, чеки пополнения баланса, переводы, в которых был задействован номер, упаковка и пластиковая карточка с кодами доступа PIN и PUK и пр.
В "Билайне" также подтвердили, что, если фактический пользователь не знает владельца номера (абонента), переоформление номера возможно только после прохождения процедуры идентификации и фактического владения. В случае, если организации, на которую оформлен номер, уже не существует, фактический пользователь номера может переоформить его на себя, заключив договор в офисе оператора. Специальная процедура для сложных случаев переоформления номера есть и у Tele2.
В любом случае процесс переоформления сим-карты на другого человека без совместного похода в офис требует консультаций с самим оператором.
Еще одна "серая зона" верификации - это сим-карты в устройствах: шлагбаумах, воротах, системах отопления, сигнализациях, устройствах управления умным домом.
Очевидно, что смс-уведомления и звонки на такие номера бесполезны. Но если устройство приобретается у производителя вместе с системой удаленного управления, то регистрация сим-карты и поддержание ее в рабочем состоянии ложится на него. Процедура регистрации сим-карт юридическими лицами и их уведомлений подробно описана у каждого мобильного оператора.
В случае самостоятельной установки сим-карты в устройство лучше всего зарегистрировать ее в мобильном приложении, как второй номер. Тогда появится возможность видеть в приложении пуш-уведомления для всех сим-карт.