Поделиться

    Где экспортеры Черноземья ищут новые рынки сбыта

    Логистические сложности и валютные перемены, замена рынков сбыта и необходимость выпускать новые товары для определенных стран - российские экспортеры перечисляют массу проблемных вопросов, которые им пришлось решать. Однако несмотря на все это объемы поставок отечественных товаров за рубеж растут, а география стран-партнеров становится все шире. "РГ" выяснила, как чувствует себя промышленность, которая работает не только на российский, но и на мировой рынок.
    Затратные циклы производства и в целом непростые условия вывода продукции на рынок заставляют многих производителей пересматривать приоритеты.
    Затратные циклы производства и в целом непростые условия вывода продукции на рынок заставляют многих производителей пересматривать приоритеты. / Игорь Филонов

    Сплошной экстрим

    В структуре черноземного экспорта одну из ведущих и важных позиций по-прежнему занимает продукция агропромышленного комплекса, и этот факт эксперты по международной торговле называют логичным, отмечая, что и несмотря на санкции продукты питания и сырье для них останутся востребованы. Сложнее ситуация обстоит с продукцией промышленных предприятий. Наукоемкие технологии, затратные циклы производства и в целом непростые условия вывода продукции на рынок заставляют многих производителей пересматривать приоритеты. В начале минувшего года, когда санкционное давление многократно усилилось, а часть зарубежных партнеров разорвали все отношения, некоторые владельцы предприятий - особенно малых и средних - отмечали, что пока можно сосредоточиться и на потребностях отечественного рынка. А после, когда хаос начнет упорядочиваться, можно будет задуматься и об экспорте.

    Руководитель Центра поддержки экспорта Липецкой области Василий Гольцов на одной из встреч с бизнес-сообществом, посвященной проблематике и достижениям экспортеров региона, отметил, что поставляющие свои товары за рубеж предприятия до сих пор работают в условиях почти экстремальных.

    - Но бизнес всегда стремился к развитию и расширению географии сбыта товаров, что придает импульс экономическому росту региона, укреплению репутации Липецкой области и ее инвестиционного потенциала, - отметил он.

    Глава липецкой компании "Форсаж ойл" Константин Шилов рассказывает, что экспортная история предприятия началась задолго до коронавирусных ограничений и последних санкционных вспышек. Изначально предприятие создавалось с прицелом на конкуренцию с мировыми производителями моторных масел и подобной им продукции. И все складывалось настолько хорошо, что липецкими маслами пользовались и в Северной Африке, и на Ближнем Востоке. Но последние события заставили компанию пересмотреть пул иностранных партнеров.

    Большой интерес к нашим компаниям проявляют иностранные партнеры в Китае, Иране, Индии: число контрактов лишь подтверждает это

    - Невозможно стало работать из-за сложностей с логистикой и валютными расчетами, - сетует Константин Шилов.

    При этом вторая проблема гораздо серьезнее, нежели первая. Собеседник отметил, что один из зарубежных партнеров даже ездил в соседнюю страну, чтобы перевести деньги в Россию. Там сначала попытались помочь, но после в банке признались: "Мы, конечно, можем все оформить, но ваши деньги застрянут: SWIFT не пропустит перевод в Россию". В результате этот партнер преодолел несколько государственных границ с удивительным для современного туриста багажом: в двух чемоданах он вез денежные купюры. Уже в России он рассчитался наличными и выдохнул - не хотел остаться в долгу перед партнером, с которым успешно работал.

    Ощущая на себе такие сложности, в компании стали искать другие рынки сбыта на постсоветском пространстве, тем более что интерес к их продукции проявили многие партнеры.

    Вызов для каждого

    Курирующий экономический блок замгубернатора Липецкой области Сергей Курбатов отмечает, что важным показателем состояния экспортных поставок в регионе можно назвать не столько общие статистические данные о проданных товарах, сколько объемы малого и среднего бизнеса. Ведь этому сектору экономики в непростые времена приходится тяжелее, нежели гигантам региональной экономики, имеющим определенный запас прочности.

    - Несмотря на беспрецедентное санкционное давление, за 2022 год объем экспорта малых и средних компаний составил более 11,5 миллиона долларов, - отметил он. - Бизнесу пришлось открывать для себя новую географию и логистику. Очень большой интерес к нашим компаниям проявляют иностранные партнеры в Китае, Иране, Индии.

    Об ориентире на Восток говорит и Василий Гольцов. Впрочем, масса контрактов, заключенных в азиатских странах, лишь подтверждает слова экспертов, и не только липецких.

    - В минувшем году 122 экспортных контракта на 8,8 миллиона рублей были заключены орловскими предпринимателями. Они охватывают порядка 20 стран - от Армении до Китая, Сингапура и Израиля, - отмечает руководитель Орловского регионального центра поддержки экспорта Инесса Волкова.

    Интерес индийских партнеров к продукции российской промышленности подтверждают и в других регионах. Бизнес-миссии и вебинары, круглые столы и международные выставки, организованные индийской стороной для российского бизнеса, - ежедневная реальность специалистов центров поддержки экспорта. Однако тот же Константин Шилов довольно сдержанно относится к подобным перспективам.

    - Наши масла на индийском рынке будут стоить очень дорого, - отмечает он. - Там не нужно такое высокое качество, к которому мы стремились и создавая, и развивая наше предприятие. А выпускать что-то дешевое нам не хочется. Дело даже не в репутации, хотя и она важна. Когда из-за санкций нам перестали продавать необходимые компоненты, мы стали искать аналоги нужного качества. Это было очень сложно, но у нас получилось. Если же переходить на производство более дешевого продукта, то сделать это будет, конечно, проще, и спрос на него есть, да только не заработаешь на этом.

    На китайском рынке, по его словам, есть такая же особенность. И если учесть, что моторные масла - акцизный товар, маржа зарубежных поставок в связи с логистическими и валютными трудностями оставляет желать лучшего. Впрочем, как отмечают эксперты, ситуации, подобные этой, характерны для определенного круга производителей и отраслей. В целом же, шансы освоить восточные рынки у российских промышленников велики, поэтому нужно ими пользоваться.

    Романс для финансов

    В свою очередь и чиновники, и ответственные за транспортную инфраструктуру обещают всестороннюю поддержку экспортерам. Начальник Юго-Восточной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО "РЖД" Вадим Билоконь отметил, что готов к сотрудничеству с поставщиками товаров за рубеж, и даже если пока транспортные цепочки для некоторых направлений не сформированы, будут учитывать пожелания экспортеров и оперативно работать над содействием в логистике.

    Курирующий экономику и финансы заместитель орловского губернатора Вадим Тарасов обратил внимание на комплексный подход к поддержке экспортеров и напомнил, что в регионе внедряется экспортный стандарт: пять его инструментов уже внедрены, а эффект от них отражается в статистических данных.

    - В 2022 году наши предприятия почти на 40 процентов нарастили объемы экспорта, - отметил Вадим Тарасов.

    Представители региональных центров поддержки экспорта отмечают, что наиболее востребованными у компаний остаются такие меры поддержки, как участие в международных выставках и презентации товаров на электронных торговых площадках. Сами же экспортеры, соглашаясь с этим, отмечают: наиболее важные шаги для выхода российских производителей на мировой рынок должны быть сделаны на федеральном уровне, чтобы упростить валютные расчеты. Кто-то предлагает открывать филиалы российских банков в каждой стране, с которой есть торговые отношения, кто-то - официально объявить о расчетах, к примеру, в турецких лирах или китайских юанях, а кто-то готов и вовсе работать только с рублями. Словом, бизнесу важен даже не курс, а сам инструмент для расчетов. Ведь рынок не может существовать без возможности расплатиться за товары.

    Поделиться