- Мы преследуем цель развития калужского бизнеса, поэтому наши фестивали отличаются участием в них на бесплатной основе предпринимателей различной направленности, - пояснила представитель организатора, замдиректора калужского центра "Мой бизнес" (действует на базе регионального Агентства развития бизнеса) Ирина Хаврошина. - Для них это продвижение, возможность показать себя, опробовать какой-то новый ассортимент, представить новые товары и посмотреть, как покупатели на них реагируют. Также это возможность заработать в период мероприятий.
Фестиваль "Энергия кофе" - новый для Калуги формат, который родился, когда у предпринимателей, входящих в Калужский кофейный клуб, спросили: какие интересные варианты помощи бизнесу могут быть? И решили, что нужен фестиваль. Причем для аудитории кофейного бизнеса проводить его в одном месте не очень интересно, потому что только разные кофейни могут показать все разнообразие напитков и десертов. В нем приняли участие 30 заведений, сконцентрированных в центре города. К фестивалю они разработали специальное меню: приготовленные бариста напитки, которых нет в основном меню, плюс различные десерты, закуски. И еще каждая кофейня на свой лад развлекала гостей: были и кинопоказы, и живая музыка, и даже утренние зарядки в такт энергии кофе. Но, наверное, самыми любопытными оказались мастер-классы по каппингу (профессиональной дегустации), альтернативному завариванию кофе, работе с различными сортами. А объединяла кофейни такая интересная фишка, как паспорт кофемана, в который собирались наклейки из разных заведений. Эти паспорта будут участвовать в розыгрыше призов: чем больше наклеек, тем больше шансов получить подарок. Есть призы от центра "Мой бизнес", которые появились благодаря нацпроекту "Малое и среднее предпринимательство", и главный приз от кофейного бизнеса - очень хорошая кофемашина. Но главное - человек, походив по разным кофейням, выберет себе на будущее интересные места.
- Фестиваль нацелен на то, чтобы люди больше узнали о кофейной культуре. Основная аудитория - калужане, но мы специально привязали фестиваль к майским праздникам, чтобы приехавшие туристы смогли захватить какие-то дни и тоже проникнуться этой кофейной атмосферой, - рассказала Ирина Хаврошина. - Фестиваль показал, что в Калуге кофе любят и действительно пьют его много. Кофейный клуб насчитывает более 40 предпринимателей и более 70 кофеен. Участники открыли для себя интересные напитки на основе кофе, популярная история альтернативного заваривание кофе - не в кофемашине, а с помощью воронки или термосов. И это позволяет более ярко открыть вкус зерна, почувствовать ягодные оттенки. Кофе - это же ягода. И сейчас кофеманы стараются почувствовать вкус этой ягоды из разных стран, по-разному ферментированной и обжаренной.
Надо сказать, что ранее калужан обучали тонкостям вкуса хорошего сыра с помощью сырного фестиваля. Он проводился семь лет, но в прошлом году его не было, в этом - обещают. В 2021-м в нем участвовали более 30 производителей в основном из Калужской области, но приехали представители и из других регионов. Продажи были сумасшедшие - предприниматели из Москвы и Воронежа на такси по ночам довозили свой товар. И эти интересные истории с гастрономическими фестивалями в Калуге намерены развивать: на очереди - знакомство с чайной культурой.
- Мы уже сейчас приступили к подготовке главного мероприятия 2023 года - фестиваля "Калуга. Улица. Еда", который будет проводиться в третий раз, - добавила Ирина Хаврошина. - В 2021 году он очень хорошо выстрелил - понравился и калужанам, и гостям города. В прошлом году был еще более масштабным: участвовали 32 ресторатора, из которых 25 калужских. Мы все же стараемся показать калужский бизнес, наши рестораторы участвуют бесплатно. Сейчас они скрупулезно и долго готовятся: придумывают блюда, с которыми будут выступать на этом мероприятии. В этом году он будет еще более масштабным, поскольку наш фестиваль стритфуда выиграл федеральный конкурс и вошел в топ-10, на него выделено федеральное финансирование.
Не забывают здесь и о пище духовной. Готовит для туристов интересные новые выставки и программы Государственный музей истории космонавтики. На майские праздники открылась навигация на Оке: от калужской пристани судна проекта "Лето на Оке" отправились по разным туристическим маршрутам. Писатель Владимир Толстов анонсировал новый сезон своих авторских экскурсий "Удивительная и неповторимая Калуга XVI века": начиная с 15 апреля и далее каждую субботу все желающие приглашаются пройтись по маршруту в пределах реконструкции древнего посада, следуя карте, воссозданной писателем. Будет и традиционный Международный фестиваль "Мир гитары", в этом году на него заявились музыканты из 15 стран, обещают мировые премьеры.
А как у соседей
В Рязани туристический сезон традиционно открыл гастрономический фестиваль "Кухня Рязанского края", вызывающий неподдельный интерес у местных жителей и привлекающий туристов, - некоторые туроператоры даже подстраивают поездки в Рязань специально к этому событию. Он продлится до конца мая. В ближайшее время ожидается и фестиваль "Кремлевские вечера", который в этом году будет посвящен Рахманинову. Конечно, будет масштабный форум древних городов, традиционно собирающий гостей из разных стран. В этом году он пройдет под девизом "Юность древних городов". Откроется музей Рязанского кремля в новом здании. Впрочем, и на старой территории, которая сейчас принадлежит епархии, экскурсии продолжатся.
Ожидают в Рязани открытия навигации на Оке. Для туристов, приезжающих на теплоходах (а в этом году, по свидетельству туроператоров, круизов с заходом в Рязань заявлено больше прошлогоднего), приготовлен приятный сюрприз: в июне этого года наконец начнет работу Торговый городок.
- Это своего рода ВДНХ по-рязански, - рассказала начальник управления культуры города Рязани Ольга Голева. - Павильоны приводят в порядок, в Торговом городке появились резиденты. Здесь открылись ресторанчики и конференц-залы, появляются музейные объекты, торговля изделиями народных промыслов. Торговый городок располагается рядом с лесопарком, где останавливаются круизные теплоходы, так что туристы смогут увидеть новый интересный объект.
Появились в Рязани и новые частные музеи. Здесь продолжают развивать сладкую тему - к Музею рязанского леденца теперь прибавился еще Музей рязанского шоколада. Появился Музей истории хлеба. После окончания пожароопасного сезона в пригороде Рязани - курортной Солотче - заработает новый экологический проект "Земля Паустовского", в котором акцент сделан на знакомство с лесом. Тут и велопрогулки, и мастер-классы по созданию артобъектов, и пешие походы.
- Мы стали обладателями федерального гранта, - сообщила Ольга Голева. - Внедрили туркод Рязани. Планируем создать в центре города грамотную навигацию. Этим занимается специальная компания. Так, в Рязани нет проблем с парковками автотранспорта, но нужны соответствующие указатели. Да и самостийный турист, допустим, Рязанский кремль найдет, а вот наши знаменитые дом-музей Павлова или музей ВДВ - с трудом. Обсуждали с бизнесом замену вывесок в соответствии с общим городским дизайном. Вообще этот грант позволит причесать центр Рязани: есть проекты, связанные с благоустройством Кремлевского сквера, Лыбедского бульвара, в историческом центре появятся общественные туалеты. Предстоит также решить проблему со стоянками туристических автобусов: нельзя сказать, что она стоит остро, но все же она есть.