И снова зацвела сирень. В Казани стартовал фестиваль имени Рахманинова

В столице Татарстана открылся XII-ый Международный фестиваль имени Сергея Рахманинова "Белая сирень".
Пианист Денис Мацуев - частый гость фестиваля "Белая сирень" в Казани.
Пианист Денис Мацуев - частый гость фестиваля "Белая сирень" в Казани. / Предоставлено пресс-службой ГАСО Республики Татарстан

Это ежегодный проект Госоркестра республики и его руководителя Александра Сладковского, один из центральных в сезоне. Год 150-летия композитора музыканты начали с мощного затакта: выпустили виниловый диск с его поздними сочинениями (Третьей симфонией и "Симфоническими танцами"), затем дали концерты-оммажи юбиляру в "Сириусе" (январь) и Москве (март).

Афиша двенадцатой "Сирени" придерживается концепции "Рахманинов и его век": в каждом концерте, помимо произведений юбиляра, звучит музыка его предшественников, последователей и тех, кто был рядом. В данном случае - Мусоргского, Чайковского, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича. Ну и еще одна незыблемая традиция: худрук и главный дирижер ГАСО РТ Александр Сладковский старается сделать афишу максимально разнообразной, интересной для публики, насытить ее звездными именами, оставив себе лишь один концерт из семи. На этот раз в Казань приедут дирижеры Владимир Федосеев, Кристофер Чен (Австралия - Китай), Кристиан Кнапп (США - Россия), Ян Латам-Кёниг (Великобритания), Антон Шабуров, а также пианисты Денис Мацуев, Шио Окуи (Япония), Ева Геворгян, Максим Могилевский (Россия - США), Иван Бессонов, Анна Цыбулёва. Как видим, все это артисты разных поколений, представители нескольких стран. Таким образом, фестиваль по-прежнему сохраняет статус международного.

Фото: предоставлены пресс-службой ГАСО РТ

Но это еще не весь список участников. Открытие "Белой сирени" Александр Сладковский поручил лауреатам Первого рахманиновского конкурса-2022 - 37-летнему китайцу, главному приглашенному дирижеру Пекинского симфонического оркестра Хаожаню Ли и 28-летнему воспитаннику Московской консерватории, пианисту Константину Хачикяну.

В Казань приедут дирижеры из России, США, Японии, Китая. Фестиваль по-прежнему сохраняет статус международного

Оба - дебютанты казанской сцены, впервые играли с оркестром Сладковского. И для обоих в вечер открытия состоялась премьера такой глыбы, как Четвертый концерт Рахманинова. Как считает Константин, это одно из самых трудных произведений с точки зрения взаимодействия пианиста, дирижера и оркестра, недаром за него так редко берутся музыканты. Валерий Гергиев считает, что давно пора ввести этот концерт в круг самых исполняемых и популярных, наряду со Вторым и Третьим. Но возможно ли это в принципе? Константин считает: едва ли, и не только в силу описанных трудностей, но и потому, что в Четвертом меньше запоминающихся мелодий, более сложный язык, ведь это сочинение, начатое в России в 1914-1917 и завершенное за рубежом в 1926 году, - переходное от зрелого периода к позднему. А потому оно и похоже, и одновременно не похоже на все, что было до и после. Порой в ряду рахманиновских концертов Четвертый кажется эдаким "гадким утенком", хотя на самом деле это прекрасный лебедь.

Фото: Предоставлено пресс-службой ГАСО РТ

И вот Константину Хачикяну страстно захотелось одолеть этот непростой материал, непременно сыграть его на фестивале, а заодно "замкнуть круг", ведь теперь в его репертуаре - полный цикл из пяти рахманиновских концертов (включая "Рапсодию на тему Паганини"). И пианист гордится тем, что сделал это, и сделал в Казани. Хаожань Ли и Константин Хачикян играли друг с другом впервые, и два дня провели в многочасовых репетициях. Были ли шероховатости? Были, не без этого, но главное, чего добились оба музыканта, - это максимальное погружение в мир Рахманинова: концерт прозвучал полнозвучно, ярко, страстно. На бис Константин тоже сыграл Рахманинова: его прозрачную и нежную соль-мажорную прелюдию.

А во втором отделении услышали настоящий рахманиновский блокбастер: Вторую симфонию (1907), с ее невероятными красотами, бескрайними мелодиями и острым, щемящим чувством Родины. Это любимое произведение Александра Сладковского, которым он когда-то дебютировал как дирижер. Чувствовалось, что оркестр знает партитуру в деталях и тонкостях. Дирижер Хаожань Ли, как выяснилось, тоже обожает Вторую симфонию, он играл ее много раз, да и вообще он считает себя горячим поклонником Рахманинова. В итоге мы получили эталонный, фирменный звук, которым славится ГАСО Татарстана. Хаожань по достоинству оценил своих новых партнеров по сцене ("это оркестр очень высокого класса"), а музыканты, в свою очередь, горячо благодарили за отличную работу китайского дирижера. Вообще маэстро сказал мне, что русскую музыку он постоянно включает в свои программы в Пекине: например, уже на этой неделе сыграет "Картинки с выставки" Мусоргского. А уж Рахманинов и Чайковский - и вовсе, по его мнению, "любимые авторы для китайской публики".

Кстати

Фестиваль "Белая сирень" продлится до 10 июня. Впереди - концерт Дениса Мацуева и Александра Сладковского, в программе Третий концерт Рахманинова и Шестая симфония Чайковского (20 мая). А заключительным аккордом "Сирени" станет вечер пианистки Анны Цыбулевой, активно гастролирующей по всему миру, и британца Яна Латам-Кёнига - главного дирижера Королевского филармонического оркестра Фландрии, экс-руководителя оркестра "Новой оперы"(10 июня). Но до финальной точки оркестру вместе со своим шефом предстоит еще дать три концерта в июне, из них два в Московской филармонии. Это будут оперный гала с Динарой Алиевой и Бехзодом Давроновым и творческий вечер Александра Чайковского (вместе с ГАСО РТ на сцене Борис Березовский, Дмитрий Маслеев, Наталья Петрожицкая и Олеся Петрова).