Здесь содержат более двух миллионов голов овец, однако за последние 40-50 лет, согласно оценкам экспертов, урожайность кормовых культур на этих землях значительно снизилась. На встрече с председателем правительства Дагестана Абдулмуслимом Абдулмуслимовым главный научный сотрудник Института геологии ДФИЦ РАН, доктор биологических наук Залибек Залибеков и заведующий лабораторией региональной геологии минерального сырья Института геологии ДФИЦ РАН Василий Черкашин рассказали о разработанном проекте возрождения пастбищ. Для их обводнения предлагается использовать подземные пресные воды, запасы которых в северной части республики довольно значительны.
Премьер-министр заверил, что проекту окажут государственную поддержку, в том числе в виде гранта по линии регионального минсельхозпрода. Залибек Залибеков рассказал корреспонденту "РГ", в чем заключается идея ученых.
Залибек Гаджиевич, когда проблема опустынивания северных земель Дагестана стала актуальной? Из-за чего она возникла?
Залибек Залибеков: Земли были в нормальном состоянии примерно до 30-х годов прошлого века. Процесс опустынивания начался в 1950-е - 1960-е. Всего деградации и опустыниванию подвержены около полутора миллионов гектаров пастбищных земель в северной части республики. Они потеряли свою продуктивность и видовое разнообразие.
Основная причина - нехватка атмосферных осадков. В северном Дагестане выпадает не более 200 миллиметров осадков в год, испарение же достигает 900 миллиметров. На территории от Кизляра до Кочубея и Южно-Сухокумска летом в полуденные часы температура доходит до 50-60 градусов. Без орошения и обводнения сохранить существующие пастбищные угодья невозможно. Дополнительно влияет человеческий фактор - перевыпас скота. При этом существующие водоемы мелеют, реки усыхают, то есть все поверхностные источники воды освоены и пополнять запасы практически нет возможности. Нужно искать нетрадиционные источники водоснабжения.
Насколько реально исправить ситуацию с помощью подземных запасов?
Залибек Залибеков: Дагестан довольно богат подземными водами. Многие геологические слои являются водоносными. У этих источников самовосстанавливающиеся запасы. Геологи по почвенной и гидрогеологической карте определили, где конкретно залегают подземные воды. Наиболее близко - на глубине от 200 до 500 метров - они расположены в равнинной зоне Дагестана. Для сравнения: в ливийской пустыне и в Эфиопии вода залегает на глубине полутора километров, и там ее добывают. А у нас практически нет. В северной зоне Дагестана некоторые подземные источники выходят самотеком на поверхность, но и эта вода не используется.
Чтобы добывать ее, нужно бурить скважины, а для этого необходимо финансирование. Так, чтобы пробурить одну скважину и обводнить около 200-300 гектаров земли, требуется 15-20 миллионов рублей. После бурения возникают фонтанирующие скважины, то есть надо оборудовать накопители воды, установить насосы, водопроводные системы. Такие расходы отпугивают земледельцев.
В Кочубейской зоне вы уже начали подобный эксперимент. Можно ли говорить о каких-то первых результатах?
Залибек Залибеков: Там пробурена скважина, вода самотеком поступает в накопитель влаги, оттуда насосом подается на опытные делянки на пастбище. В ходе эксперимента пришлось менять методику. Мы вначале пробовали использовать капельное орошение. Но эта технология оказалась не совсем удачной, так как при 50-градусной жаре вода сразу испарялась. Стали применять специальную агротехнику - до полива проводили не вспашку участка, а рыхление без оборота пласта. Затем осуществляли полив напуском по полосам.
Эксперимент проводится второй год. Чтобы поливные участки обогатить природной растительностью, испытываем разные виды кормовых культур: рапс озимый, люцерну, травы. О результатах эксперимента пока говорить рано, но заметно, что состояние пастбища улучшается.
Все ли подземные источники годятся для орошения, не придется тратить дополнительные средства на очистку воды от вредных примесей?
Залибек Залибеков: Чем ближе к морю, тем меньше глубина залегания поверхностных вод. Но не все подземные источники подойдут для орошения. Наиболее пригодные располагаются в средней полосе - до Кизляра. Те, что ближе к Каспийскому морю, не слишком подходят из-за содержания мышьяка и хлористых соединений. Если все же их использовать, надо высаживать солеустойчивые виды растений.
Сотрудники института геологии ДФИЦ РАН составили гидрогеологическую карту. На ней указаны участки, где вода соответствует нормам. Основываясь на этих данных, можно выбрать участок для освоения. К слову, большинство подземных источников можно также использовать и для питьевых целей. В равнинной зоне Дагестана около полутора тысяч самоизливающихся неиспользуемых скважин, почти все питьевые.
Какой эффект от реализации проекта возрождения деградированных пастбищных земель стоит ожидать?
Залибек Залибеков: Опустынивание - серьезная проблема для северного Дагестана. На повышение почвенного плодородия требуется пять и более лет, а если речь идет о засоленных почвах - то 10-15 лет. Мелиорация и использование подземных вод - это главные способы исправить ситуацию. Какой будет экономический эффект? Растительность на пастбищах восстановится, продуктивность угодий вырастет до двух раз.
Пока нам в реализации проекта оказывает помощь инвестор. Председатель правительства Дагестана отнесся с пониманием к проблеме, ученым пообещали грант. Если начать использовать для орошения подземные воды, то только на первом этапе - в течение пяти-шести лет - можно поливать пастбища площадью 30 тысяч гектаров. Но так как запасы подземных вод в Дагестане очень велики, в перспективе их хватит на орошение более 50 тысяч гектаров. Однако без финансовой поддержки реализовать проект будет проблематично.