После проверки рынка наружной рекламы прокуратура установила, что в 2022 - 2023 году департамент архитектуры и градостроительства Севастополя не проводил аукционы на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Поэтому их размещали на улицах города без разрешительных документов. При этом департамент городского хозяйства не спешил выявлять и демонтировать самовольно установленные щиты.
На владельцев незаконных билбордов и ситилайтов сотрудники полиции составили 250 административных протоколов по статье 14.37 КоАП РФ за нарушение требований установки и эксплуатации рекламных конструкций. Протоколы направлены для рассмотрения в Арбитражный суд Севастополя. По некоторым уже вынесены решения о привлечении к административной ответственности.
89 конструкций были демонтированы департаментом городского хозяйства по актам прокурорского реагирования. А департамент архитектуры и градостроительства направил в суд два иска - к рекламной фирме и индивидуальному предпринимателю - о взыскании 20,6 миллиона рублей, которые были получены при размещении рекламных конструкций без договора с городом и без внесения платы в бюджет. Как сообщили "РГ" в пресс-службе прокуратуры, эта сумма накопилась за три года, с 1 августа 2019 по 31 июля 2022-го.
Большая часть рынка наружной рекламы в Севастополе пребывает в тени, считает депутат Заксобрания города Сергей Борисов. По его словам, в бюджете на 2023 - 2025 год учтены доходы от "наружки" в сумме 25 миллионов рублей. То есть около 5 - 7 процентов тех денег, которые должны были поступить за использование рекламных площадей в городе.
- В доходную часть бюджета не заложено около 250 - 300 миллионов рублей платы за размещение наружной рекламы, - уверен он.
Проблему подтвердил и. о. вице-губернатора Севастополя Евгений Горлов, отчитываясь перед Заксобранием в апреле этого года. В 2022 году в городе выявлено около 400 незаконных рекламных конструкций. На их демонтаж в этом году выделено 15 миллионов рублей. Однако владельцы оспорили предписания о сносе в суде, а пока идет разбирательство, к демонтажу приступать нельзя.
В городе, кстати, разработали новую схему размещения рекламных конструкций. В прежней было около 300 точек. Но фактически, по оценке властей, на улицах города стояло более 500 рекламных щитов.
В новой схеме пока лишь 110 точек, 63 из которых предназначены для установки билбордов и 47 - для ситилайтов. Правительство Севастополя утвердило ее в конце 2022 года. Планировалось провести конкурсы и заключить договоры на установку конструкций, но пока нет ни конкурсов, ни договоров.
В департаменте архитектуры и градостроительства пояснили, что схема претерпела серьезные изменения, поскольку за последние пять лет в Севастополе были реализованы крупные инфраструктурные проекты, которые скорректировали установку рекламных щитов. Среди них - строительство трассы "Таврида", реконструкция Камышового шоссе, капитальный ремонт дорог и развязок. Ранее выделенные места для билбордов и ситилайтов перестали отвечать требованиям безопасности дорожного движения. Некоторые точки "передвинули", а другие убрали и заменили новыми.
В планах департамента архитектуры на первом этапе выставить на торги 110 мест. Их общую начальную стоимость аренды оценивают в десять миллионов рублей. А затем схема будет расширена до 350 мест.
Власти рассчитывают, что путем продажи прав на установку рекламных конструкций удастся увеличить доходы бюджета, а также обеспечить соблюдение требований в сфере охраны объектов культурного наследия и сохранить архитектурный облик города.