На Среднем Урале, где больше недели бушуют пожары, их площадь уменьшилась почти в 20 раз

На Среднем Урале больше недели бушуют небывалые за последнее десятилетие пожары. Огненная стихия, конечно, потихоньку отступает. В самый разгар бедствия - 9 мая - пламенем было охвачено более 77 тысяч гектаров, сейчас площадь возгорания уменьшилась почти в 20 раз.
По официальным данным, к борьбе с пожарами подключились шесть тысяч уральских волонтеров...
По официальным данным, к борьбе с пожарами подключились шесть тысяч уральских волонтеров... / Татьяна Андреева/РГ

700 тонн воды ежедневно

Масштаб бедствия шокирует. Причем сердце сжимается от вида не только полыхающих лесов, но и отвоеванных территорий. Черную полосу испепеленных 50 гектаров, где в дымке тлеют обгорелые пни, мы увидели в красивейших местах близ Нижнего Тагила - в районе Леневского водохранилища.

- До огня оставалось 20-30 метров. Казалось, еще рывок ветра - и пламя перескочит опаханную бульдозерами полосу и поднимется на забор сада. Но спасатели вовремя сбили пламя, - вспоминает Ирина Горелых, живущая вместе с семьей в СНТ "Карасиха".

Даже из космоса картина напоминает апокалипсис. Выжженная земля, клубы дыма и тонущие в них дома - так выглядят три деревеньки на востоке Свердловской области на снимке, сделанном спутником дистанционного зондирования Земли "Канопус-В". Фото, опубликованное в официальном телеграм-канале Роскосмоса, достойно стать экспонатом краеведческого музея.

Справиться с огнем пытаются и с неба, и с земли. Десятки самолетов и вертолетов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, прибывших в регион, ежедневно сбрасывали в очаги возгорания до 700 тонн воды.

Волна волонтерства

Нынешняя ЧС вызвала уникальный, до сих пор невиданный подъем волонтерского движения. Только по данным губернатора Евгения Куйвашева, лесные пожары тушат шесть тысяч волонтеров. Это лишь те, кто прошел официальную регистрацию в МЧС. На самом деле добровольных огнеборцев в несколько раз больше.

...На самом деле добровольных огнеборцев было в несколько раз больше. Фото: Константин Балагаев/РГ

- Разве можно сидеть сложа руки? Собрались всей семьей, загрузили грабли, лопаты, лейки - и сюда. В самое пекло, конечно, не лезем, да и не даст никто. Но тлеющие участки заливаем на корню, - рассказала жительница Екатеринбурга Наталья Сазонова.

О душевном порыве Наташа говорила спокойно, хотя встретились мы не в самой располагающей к общению обстановке - в лесу, где только что сбили стелющийся огонь. От пепла и гари першило в горле, то тут, то там вспыхивали красные языки, а Наталья тщательно заливала затаившееся пламя из новенькой десятилитровой красной лейки.

Тем временем воду к линии противостояния доставляли десятки добровольцев. Один из местных жителей пригнал ассенизаторскую машину с заполненной до краев бочкой. Другие грузили цистерны и пятилитровые емкости на внедорожники и квадроциклы. Наполнением тары занимались в ближайшем поселке Молодежном. К обеспечению передовой подключились даже школьники. Третьеклассник Артем Ушаков сколотил команду сверстников, чтобы подвозить от колонки бутыли на самодельной тачке.

- Несколько часов туда-сюда передвигаемся. Жалко, тачка деревянная, неповоротливая, много бутылок не поместится! - вздохнул в ответ на наши расспросы парнишка и покатил чудо-инвентарь дальше.

Губернатор Куйвашев на оперативном совещании с главой Минприроды России Александром Козловым предложил создать систему поощрения волонтеров, участвующих в борьбе с огненной стихией. Пока, конечно, не до похвал, но первый награжденный уже есть. Глава Березовского Евгений Писцов подарил новый велосипед пятикласснику Сергею, который несколько дней помогал взрослым ликвидировать лесной пожар близ поселка Ключевска. Мальчишка навешивал на велосипед до шести пятилитровок и доставлял добровольцам.

Злое существо из сказки

В Тюменской области ранняя весна, высокая температура, лихие ветра, обезвоженная земля, горы залежавшегося мусора, сухостой в огородах и на окраинах, помноженные на человеческую бестолковость, привели к не меньшему накалу страстей. Столь страшных пожаров не припомнят даже старожилы: языки пламени, будто злые существа из сказок, соскакивали с деревьев в ближайших к населенным пунктам лесах и принимались поедать крыши и заборы домов, бани, вагоны-бытовки, машины. Стихии все равно - современный коттедж перед ней или старая покосившаяся избушка, самодельный курятник или добротная коровья ферма. Верховой огонь - самый неумолимый.

Наравне с сибирскими спасателями и огнеборцами из Татарстана, Карелии, Коми, Ямала, Оренбургской, Архангельской, Самарской областей - всего около 1,3 тысячи человек - за села и деревни, за каждый метр жизни боролись добровольцы. Руководитель тюменского отделения "Молодой гвардии" Владимир Сбитнев заметил, что только со стороны общественников собралось 1,5 тысячи желающих помочь, сколько к ним прибавилось "неподсчитанных", никто и не скажет. Не называя имен на камеры журналистов, мужчины, женщины, ребята носили воду, проливали тлеющие очаги, кормили и поили пожарных, успокаивали погорельцев, искали разбежавшихся в страхе животных, патрулировали территорию… Почти неделя вахты в дыму и гари…

- Оказывается, безразличных людей у нас все-таки мало. Большинство - богатство страны. Уж как умею, так и формулирую, вы все запишите, - едва переводит дух после нескольких проходок с полными пятилитровками по улице в Чаплыке пенсионерка Мунера Гайнулина.

Наперегонки с огнем

К этой деревеньке на Червишевском тракте в сторону Кургана огонь подбирался от Успенки на Московском тракте, которая вообще-то стоит в направлении Екатеринбурга. Впрочем, в "маршрутной схеме" нет ничего удивительного - под ветродуем пожарище охватило огромные поля между удаленными населенными пунктами. Нечто подобное происходило на ирбитском направлении: из деревни Речкиной горящие головешки летели прямо через реку шириной 100 метров в сторону поселка Новотарманского. Из-за задымления трасс наряды ДПС разворачивали автопотоки. Но часть добровольцев все же успевала добираться до мест ЧС.

Мужики, многое в жизни вроде бы повидавшие, до сих пор удивляются:

- Мы на машине мчим, а огнище нас обгоняет!

Некоторые парни успевали за день поработать в разных местах: автослесарь Руслан сначала тушил Каскару, но, узнав, что загорелось в Янтыке, поехал туда. А сколько добрых дел на счету зооволонтеров! Например, группа "Солнышко": активисты и два года назад с каким-то невероятным рвением, буквально в плавящихся кроссовках и сапогах, с половинкой бутерброда в кармане на целый день спасали домашнюю и лесную живность в горящем СНТ "Солнышко" за Винзилями.

- Нынче за шесть дней наша дружная команда вывезла из пекла более 30 животных. Друг Алан, рискуя жизнью, прямо из огня вытащил алабая. У половины хвостатых вскоре обнаружились хозяева. Остальных лечим, пристраиваем. Но есть и печальная история. На сгоревшей ферме в Успенке жили четыре собаки. Они не особо контактные, даже агрессивные. К сожалению, не смогли их приманить. В итоге одна погибла. Вот если б у волонтеров были сети, петли для ловли, котоловушки, клетки… На это, увы, не хватает своих средств, - рассказала представитель "Солнышка" Марина Ярмоленко.

В майском апокалипсисе сгорел доброволец. Это первая трагедия в регионе в пожароопасный сезон. Анатолий, его брат Иван и сын Виктор, патрулируя территорию за Тандашково в Нижнетавдинском районе, заметили огонь. На машине заехали вглубь леса, чтобы начать тушить… Не тут-то было - пламя сразу охватило УАЗ. Старший Анатолий сгорел заживо, едва выбравшись, у Ивана и Вити высокий процент ожогов тела. Сейчас они в ОКБ № 1 в очень тяжелом состоянии.

Что показали эти лихие дни, чему-то, может, научили? Теперь тюменцы в голос кричат о добровольных пожарных дружинах в каждой деревне, в каждом селе. О возврате уличных колонок. И, конечно, о более суровом наказании для поджигателей, случайных и умышленных.