В понедельник самолеты еще не полетели: ни грузинские к нам, ни наши к ним. Мяч, пользуясь спортивной терминологией, сейчас на поле у грузин. Агентство гражданской авиации Грузии подтвердило получение от авиакомпаний заявок на регулярные рейсы. И после (цитирую заявление агентства) "детального изучения текущего статуса авиакомпаний или их самолетов в связи с введенными международными санкциями" разрешили полеты компании "Азимут" - семь раз в неделю.
Из пока еще не подтвержденных источников известно, что планирует летать и "Ред Вингс": в Тбилиси из Москвы, Самары и Казани. В числе претендентов на полеты "ЮВТ Аэро" и грузинская компания Georgian Airways. Пока речь идет о полетах в Тбилиси, но подходящие аэропорты есть в Батуми и Кутаиси.
Судя по всему указы Путина застали Грузию врасплох, сейчас в Тбилиси на этот счет нет единого мнения. С одной стороны, конечно, им позарез нужны наши туристы: да кто ж в здравом уме откажется от денег, которые путешественники оставляют в стране пребывания? Как сверхоперативно подсчитали аналитики министра экономики и устойчивого развития Грузии Левана Давиташвили, сфера их туризма получит годовую прибыль от 300 до 400 млн долларов - сразу как только будет восстановлено регулярное прямое авиасообщение.
И это верхушка финансового пирога. За 9 месяцев 2022 года от денежных переводов, туризма и экспорта товаров из РФ Грузия получила $2,2 млрд. Цифры могут отличаться - зависит от методики подсчета. Но нельзя отрицать: наш вклад в этот сегмент грузинской экономики очень значительный.
Еще один аспект: в России проживают не меньше 200 тыс. этнических грузин, но это официально. Эксперты утверждают, что реально таковых около миллиона. Надо учитывать их интересы. Грузия страна традиционная, с прочными родственными отношениями.
Но есть и третий момент. Запад велел Тбилиси ненавидеть Россию, а вовсе не укреплять с ней гуманитарно-экономические связи. Как следствие - раздрай в грузинских политических элитах. Президент Саломе Зурабишвили назвала указы Путина "очередной провокацией". Но вот грузинский премьер Ираклий Гарибашвили весьма положительно оценил отмену Россией визового режима.
В сухом остатке: лед тронулся, 19 мая запланирован первый рейс по маршруту Москва (Внуково) - Тбилиси. Летит "Суперджет", так что нет опасений, что лайнер может оказаться под санкциями. Впрочем, как авикомпания. Цены - от 18 тыс. (без багажа, только ручная кладь 5 кг) в одну строну.
Чем манит нас Грузия?
Там вкусно, пьяно, ярко, национально-колоритно и при этом все удовольствия относительно по карману. Не нужны визы. Очень многие в этой стране не забыли еще русский язык (увы, не молодежь).
Вот отзыв семейной пары: остановились в Тбилиси, нашли уютное кафе в Старом городе. Беспечно заказали 300 граммов вина. Пришлось еще пару раз дозаказывать. В итоге выпили два литра. Марка? Называется "Мое, домашнее", это главный грузинский винный бренд. Вкусно до безумия, и, что удивительно, наутро голова в норме. За пир на весь мир (отведали вкуснейшее мясо и фасоль с картофелем под сырной корочкой) заплатили 52 лари, т.е. 1,5 тыс. рублей.
И это в центре грузинской столицы. В провинции может быть и дешевле. А какая атмосфера! В небольших заведениях хозяин или хозяйка обычно выходит к гостям, знакомится, чем-то угощает.
Можно и сэкономить. Комплексный обед в "Макдоналдсе" - от 25 до 30 лари (760-900 рублей). Кстати, лично я всегда изумлялся картине: в центре Тбилиси в "Макдоналдсе" сидят грузины. Имея вкусную и самобытную кухню, они жуют банальные котлеты в булках, да это как?! Но сидят и жуют. Впрочем, о вкусах не спорят.
Кофе недорогой и отменного качества - от 50 рублей. Цена на пиво в магазинах: от 50 рублей за бутылку импортного и от 40 за местное. В супермаркете бутылка Kindzmarauli стоит от 400 рублей, но это марка скорее для приезжих. Вино - от 100 рублей. Водка, напротив, дорогая - от 600 рублей, но... Вы же сюда не водку пить приехали, не так ли?
Пара советов и одно ограничение.
Не смотрите, что едят и пьют местные. Они, уставшие от вина и коньяка, могут пожелать хлебнуть пива из пластиковой бутыли. Вам этого, право, не надо. Пиво "из пластика" здесь не вкуснее, чем дома.
И забудьте о раскрученных брендах вин. Грузия - страна для общения, покупка алкоголя начинается с его дегустации. В каждом регионе и в каждом грузинском доме свое вино. Обычно без названия, но если с вами фужер поднимет хозяин дома или владелец заведения, то не разочаруетесь.
Что до "ограничений", то не стоит затевать политических диспутов, особенно с упоминанием Абхазии и Осетии. Во-первых, ничего и никому не докажете. Во-вторых, регион южный, кровь горячая, "кынжал" острый. Насчет кинжала - шутка.
Эксперты предрекают, что поток туристов из России уже в текущем году достигнет 1,5 млн. А в очень обозримом будущем может увеличиться в 1,5-2 раза.
Эксперты туротрасли считают, что уже при увеличении турпотока из РФ до 1,5 млн человек, в Грузии может не хватить номерного фонда гостиниц. Тезис спорный, т.к. ресурсы гостеприимства Грузии, включая частный сектор, далеко не исчерпаны. Если турпоток будет нарастать, то рынок отреагирует, люди возьмут кредиты и быстро создадут мини-гостиницы. Главное, чтобы поток путешественников был стабильный.
Сегодня расклад на цены в гостиницах в Грузии такой: в городах от 15 до 100 долларов в сутки за номер (от хостела до пяти звезд). В курортном Батуми немного подороже: от 25 долларов.
Вопрос: что посетить в Грузии? - у продвинутого путешественника вызовет усмешку. И двух-трех дней вам не хватит, чтобы насладиться прогулками и ресторанчиками в живописных районах Тбилиси, его потрясающими кофейнями. Дальше на выбор - пляжи Батуми или горные монастыри Сванетии. Неделя пролетит как один миг.
При удачном развитии ситуации Грузия может стать лидирующим туристическим направлением для россиян. Грузия близкая, интересная и относительно недорогая. Пока все упирается в то, как туда добраться. Сегодня "Авиасейлс" выдает примерно такой расклад: самый дешевый билет из Москвы в Тбилиси и назад на одного - от 27 тыс. Но очень неудобно: лететь в Стамбул, там томиться 11 часов со сменой аэропорта. А возвращение назад через Армению займет больше суток, причем с ночной пересадкой. Для семей с детьми это просто ад.
Вариант с удобными пересадками (туда - 8 часов, назад 4,3 часа) резко повышает стоимость, до 42 тыс. рублей. И это минимум, такие билеты еще надо успеть купить. Потому успех туризма на этом направлении решат прямые рейсы и ничего больше. 19 мая первым самолетом в Тбилиси вылетает и спецкорр "РГ": все честно покажем и расскажем.