В среду президент России Владимир Путин по видеосвязи вместе с президентом Ирана Эбрахимом Раиси принял участие в церемонии подписания соглашения о строительстве железной дороги Решт - Астара - последнего железнодорожного участка международного транспортного коридора "Север - Юг". Российский лидер назвал это большим событием для всей мировой транспортной инфраструктуры. "Между иранскими городами Рештом и Астарой будет проложена железнодорожная линия протяженностью 162 километра. Казалось бы, это небольшой участок, но его ввод в строй позволит наладить прямое и беспрерывное, или, по-другому еще специалисты говорят, бесшовное железнодорожное сообщение по всей протяженности маршрута "Север - Юг", - отметил он.
Путин также считает, что этот проект поможет существенно диверсифицировать глобальные транспортные потоки. Так, перевозки по новому коридору будут иметь значительные преимущества по времени. "В частности, доставка грузов из Санкт-Петербурга, скажем, в Мумбаи займет около 10 суток. Для сравнения скажу, что время в пути по традиционным торговым маршрутам составляет до 30-45 суток. То есть налицо существенная экономия по срокам и затратам", - подчеркнул Путин. А это значит, что заметно вырастут объемы грузопотоков и будет укрепляться транзитный потенциал двух стран.
"Российские и иранские товары получат более удобный и разнообразный по географическим направлениям доступ к внешним рынкам", - отметил Путин. По его словам, экономическая выгода от создания этой магистрали и для России, и для Ирана очевидна. "Доходы, получаемые от перевозки товаров по коридору "Север - Юг" и более интенсивная загрузка портов наших государств, безусловно, стимулируют становление и рост сопутствующих видов бизнеса", - пояснил президент. Потребуется формирование крупных логистических и производственных кластеров, а это означает появление новых рабочих мест, повышение инвестиционной привлекательности российских и иранских регионов, добавил он.
Ожидается, что новая железная дорога Решт - Астара поможет обеспечить и глобальную продовольственную безопасность. "Новую магистраль имеется в виду задействовать в том числе для перевозок продовольствия и другой продукции агропромышленного комплекса, которая будет предназначаться как для потребителей в Иране, так и для стран Персидского залива и Африки", - рассказал российский президент.
Реализация проекта "Решт - Астара" - это только начало работы по наращиванию пропускной способности железнодорожных маршрутов транспортного коридора "Север - Юг". "Взаимодействие в контексте создания данного коридора ведется в тесном партнерстве с Азербайджаном. И мы рассчитываем на скорейшее завершение подготовки в трехстороннем формате с участием азербайджанской стороны соглашения о сотрудничестве по развитию железнодорожной инфраструктуры и грузовых перевозок по маршруту "Север - Юг", - отметил Путин.
Со своей стороны Раиси отметил транзитное значение Ирана. "В Иране есть большой потенциал, несмотря на то что коллективный Запад хочет обходить иранскую территорию по вопросам транзита. Мы все это понимаем. Но российский президент и лидеры всех других дружественных Ирану стран прекрасно понимают, что иранская территория - самая прибыльная с точки зрения продвижения товаров и их транзита", - сказал он. Раиси также назвал соглашение "большим и значительным шагом" в сотрудничестве Тегерана и Москвы. Он отметил, что данный коридор будет работать в интересах всех стран региона.
После выступлений президентов министр транспорта РФ Виталий Савельев и министр дорог и градостроительства Ирана Мехрдад Базрпаш подписали соглашение о сотрудничестве по финансированию проектирования, строительства и поставок товаров и услуг для создания железной дороги Решт - Астара в Иране. С российской стороны к церемонии также присоединился вице-премьер Александр Новак, который находится с рабочим визитом в Иране. После церемонии он заявил журналистам, что "Север - Юг" может стать альтернативой Суэцкому каналу. "Как только этот проект будет реализован - у нас будет сквозной маршрут возможности поставок продукции в Европу - как ввоза, так и поставки в Россию или Персидский залив. Это огромный рынок", - указал он. Новак также сообщил, что РФ и Иран намерены нарастить транзит по железной дороге к 2030 году до 15 млн тонн. Железную дорогу Решт - Астара планируют ввести в эксплуатацию в 2025 году.