Это классическая комедия положений, романтическая история о любви, с переодеваниями, когда слуги и господа меняются местами. В спектакле много музыки и танцев.
Роль Господина Оргона - абсолютно ваша!
Борис Смолкин: И хорошо! Я никогда не спорю с публикой, публика всегда права. Как покупатель. Пожалуй, я впервые исполняю роль в этом амплуа. По традиции роль Оргона в театре играет артист с амплуа "благородный отец". Поскольку я мало благородный - что видно, и уже не отец, а, скорее, дедушка, - это не совсем мое амплуа, считаю.
Вы только что вернулись из Америки. Что за поездка?
Борис Смолкин: У нас были гастроли в 10 городах с одним спектаклем - "Евгений Онегин". Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сиэтл, Майами, Вашингтон, Атланта, Нью-Йорк, Бостон… Принимали замечательно! Залы были заполнены нашими бывшими соотечественниками, которые соскучились по русской речи и знают цену пушкинскому слову.
Поставил спектакль молодой московский режиссер Сергей Ефремов, он щукинец и все актеры - выпускники Щукинского училища, кроме меня. Репетируя, мы открыли много интересного, новые смыслы. Это обманчивое ощущение, заблуждение, что о "Евгении Онегине" мы знаем все, еще со школьной скамьи.
И кого вы там играете?
Борис Смолкин: Няню - в первой части (да-да! Удивлены?) и генерала Гремина - во второй. В роли Онегина - Макар Запорожский, Татьяна - Маша Кононова.
Премьеру сыграли осенью прошлого года. И сразу отправились в тур. Я думал, что с ума сойду - очень тяжело: 30 городов, вдоль Волги. Передвигались на машине, по 500-700 километров в день. К сожалению, у нас в России нет теперь малой авиации. Помню гастроли по Дальнему Востоку, где расстояния между городами - тысячи километров, и надо ждать проходящего поезда. Трясешься в нем двое суток, интернета нет…
В Америке живет ваш младший сын, фигурист?
Борис Смолкин: Да, Глеб с партнершей уехал туда тренироваться в 2019 году, и с тех пор они живут там. Я, конечно, повидался с ними, они приехали специально в Лос-Анджелес, посмотрели спектакль, и мы провели вместе два дня.
У вас и в Петербурге есть антрепризные спектакли?
Борис Смолкин: Да, "Виновник торжества" по пьесе Рацера и Константинова, а остальные я играю, в основном, в Москве.
Как известно, Борис Смолкин - официальный голос Йоды в России, озвучил Магистра в легендарных "Звездных войнах" (гранд-мастер Ордена джедаев, один из сильнейших и мудрейших джедаев своего времени. - прим.ред.).
Борис Смолкин: Ну, куда без этого вопроса?.. Честно вам скажу, я совсем не большой поклонник этого произведения. Когда нам предложили озвучить эту историю, я и не предполагал, какой будет резонанс.
Мне позвонила звукорежиссер Людмила Демьяненко, жена актера Александра Демьяненко. Нас вызвали в студию: меня, Сережу Паршина, Витю Костецкого, еще кого-то. Были пробы. Я отнесся к этому как к своей обычной работе: деньги ведь надо зарабатывать. Через какое-то время сообщили: меня утвердил Центр в Восточной Европе, где прослушивают все эти пробы. Забавный случай был у меня с этим центром однажды. Позвонила мне Люда Демьяненко: "Боря, тут есть роль полицейского, надо озвучить, приезжай". Приехал. На экране - огромный полицейский, афроамериканец. "Людочка, - говорю, - какое я имею отношение к этому верзиле?" - "У тебя низкий голос. Нормально". Ну, я записал, как мог. Отправили мои пробы. И получили ответ: "Большое спасибо артисту. Не хватает массы тела". Правильно. Они же слухачи, услышали!
В общем, меня утвердили на "Звездные войны". Приехал представитель режиссера Лукаса, нас собрали на студии "Нева-1" и посадили смотреть "Звездные войны". Мы все так мучились - до чего же нам не интересны эти компьютерные достижения!
Но, как ни странно, я втянулся в работу. Записал один блок, второй…Причем когда озвучиваешь, картинку почти не видишь: там на каждом квадратном сантиметре стоит печать property (собственность "Лукас-фильма"), чтобы не украли… Не видно губ персонажа.
До сих пор меня зовут озвучить Йоду: появились компьютерные игры с его голосом, навигатор… Самое смешное: приезжаешь в какой-нибудь город на гастроли, со спектаклем, проходит встреча со зрителями, например, с актерами или со студентами, и обязательно раздается: "Скажите что-нибудь голосом Йоды!" Столько лет прошло…Целые клубы фанатов есть, оказывается.
Так что нежданно-негаданно пришла слава. Как и с ролью дворецкого, кстати.
Вся Россия знает вас именно как дворецкого Константина из сериала "Моя прекрасная няня".
Борис Смолкин: Снимали его три с половиной года. И никто не предполагал …Нет, один человек предполагал - мой партнер Сережа Жигунов. Мы сидели в одной гримерке, помню, он сказал: "Боря, помяни мое слово: на улицу выйти не сможешь, когда фильм выйдет!" Я говорю: "Серега, перестань, не морочь мне голову!" Когда вышли первые серии, я был в Москве. Спускаюсь в метро "Крестьянская Застава". И вдруг на меня бросается стайка тинейджеров: "Ааа!!! Это вы?", "Это он?" Я так и не придумал ответа на вопрос: "Это вы?" И я понял, что в метро мне ездить теперь нельзя.
У вас в жизни еще случалось такое "нежданное"?
Борис Смолкин: У меня вся профессиональная жизнь, можно сказать, нежданно-негаданно складывалась. Еще с тех пор, как я захотел стать артистом. Что ты, куда тебе, говорил я себе. Ни стати, ни роста. Ничто не предвещало… А дальше на моем пути встречались люди, которые верили в меня, что-то увидели во мне, помогали. Мне повезло в этом смысле. В нашей актерской профессии огромную роль играет случай, мы зависим от него.
Можно вспомнить фильм "Седьмая симфония" Александра Котта. Тоже нежданно-негаданно, наверное, получили предложение сняться в военной драме?
Борис Смолкин: Случай! Я не был знаком ни с Сашей Коттом, ни с Алексеем Гуськовым. Кто-то из кастинг-директоров вышел на меня. Я не отказываюсь от маленьких ролей. И завертелось.
Приехал на съемки - это было в Петербурге. Первая сцена - в Обществе слепых. Мой герой - слепой ударник Большого симфонического оркестра радиокомитета. У меня до этого был не очень удачный опыт: однажды я играл слепого лесника в какой-то военной картине, роль небольшая. Хреново сыграл, помню.
Я начал вспоминать случаи, когда великие артисты играли слепых: Аль Пачино - "Запах женщины", Рутгер Хауэр - "Слепая ярость", Олег Борисов - "Рабочий поселок"… Пересматривал фильмы.
Здесь Саша Котт подсказал мне что-то ценное, я вроде бы нащупал…Закончилась моя сцена, тишина. И тут Леша Гуськов сказал: "Класс!"
И был у меня еще один военный фильм - "Ленинград", о блокаде. Его снимал Александр Буравский. Я играл небольшую роль работника столовой в Смольном.
А как вы попали в кино? Тоже случайно?
Борис Смолкин: Я учился на химическом факультете ЛГУ и занимался в театре-студии университета. В театральный институт провалился. Причем слетел с третьего тура. Пришел в приемную комиссию забирать документы. Секретарь говорит мне: "Вам тут записка". Читаю: "Приходите в театр-студию университета. В.В. Петров". Вот как мне повезло встретить на своем пути хороших людей! Владимир Викторович сидел на экзаменах, что-то увидел во мне… И я стал ходить в студию. Однажды набирали студийцев для съемок фильма "Фокусник" Петра Тодоровского. Главного героя, фокусника, играл Зиновий Ефимович Гердт, а мы - в групповке, изображали зрителей в студенческом общежитии. Я чуть-чуть там мелькнул…
А первая моя настоящая роль в кино - это "Свадьба Кречинского". Снимал Владимир Воробьев. Уже потом Усов и Казанский пригласили меня на роль Лесовичка в "Новогодние приключения Маши и Вити".
Большой период в вашей жизни занимала Музкомедия: с 1972 года, более 30 лет.
Борис Смолкин: С перерывами. Уходил. Разные были причины уходов. Меня принял в Александринку Игорь Олегович Горбачев, я работал там семь лет. Потом Дмитрий Астрахан позвал в Театр комедии… Но в конце концов я всегда возвращался в Театр музкомедии!
А почему в 2008 году ушли оттуда - не было ролей?
Борис Смолкин: Не поэтому. Мне было не совместить со съемками - самый пик "Няни" случился. Съемки в Москве, я мотался туда из Петербурга, потом сюда - на спектакли. В это время в нашем театре поменялось руководство…
После дворецкого было много предложений в кино?
Борис Смолкин: Много. При возможности снимался в трех фильмах одновременно.
У вас был "свой" режиссер, с которым вы абсолютно совпадали?
Борис Смолкин: Был. Это Владимир Егорович Воробьев. Я всю жизнь мечтал работать в драматическом театре. Но на "драму" меня не приняли. Даже такой приговор услышал от одного профессора на экзамене: "Молодой человек, вам нечего делать в советском театре". Хорошо, что нашлась добрая душа из старшекурсников, кто смотрел мое выступление, подсказал, что набирают на актеров музкомедии. Туда меня приняли. Но после окончания института я все равно мечтал о драматическом театре и показывался везде, где меня согласились посмотреть. Ни у кого интереса я не вызвал, поэтому пришел в Театр музыкальной комедии. Он был в то время не в лучшей форме. И вот туда был назначен новый главный режиссер - Владимир Воробьев, выпускник курса Товстоногова. У Воробьева я тоже энтузиазма поначалу не вызвал. Но я ленинградец, у меня было жилье, прописка, поэтому хлопот для театра я не представлял. Этот режиссер мне очень помог. В первом спектакле, который он ставил - американский мюзикл "Как сделать карьеру" - я был назначен на роль во втором составе, но после первой же читки я стал репетировать ее один и сыграл премьеру!
А дальше он доверил мне роль Расплюева в "Свадьбе Кречинского". И с этого момента все началось. Что-то он разглядел во мне.
Такое доверие окрыляет?
Борис Смолкин: Еще как! В 24-25 лет тебе дают роль Расплюева! Разве я мог такое предполагать? А она оказалась одной из самых удачных моих ролей. Дальше я играл Труффальдино, Тарелкина в знаменитых воробьевских спектаклях, которые сейчас называют легендарными.
До сих пор в театральном Петербурге считается: Смолкин - это Музкомедия!
Борис Смолкин: А я храню письма поклонниц - не только простых зрителей, а студентов нашего театрального института, театроведов. Мне говорили педагоги, что студенты-театроведы сдают "Свадьбу Кречинского" по нашему спектаклю, а не по пьесе Сухово-Кобылина!
Да, это был мой "золотой период".
А серебряный?
Борис Смолкин: Надеюсь, серебряный - сейчас. И что он не закончен еще.
И в актерской, и физической форме в спектаклях вы хороши!
Борис Смолкин: Спасибо на добром слове.