Глава Архангельска провел пресс-конференцию по итогам первой половины своего срока

Два с половиной года прошло с момента вступления Дмитрия Морева в должность главы Архангельска - по сути, это "экватор". Достижение центровой линии работы команды мэра стало поводом для проведения встречи с архангельскими журналистами. "Когда начнем ходить по городу в белых кроссовках? Как вы реагируете на критику? В чем плюсы и минусы транспортной реформы?" - журналисты задавали вопросы, словно рулетку крутили.
Два с половиной года прошло с момента вступления Дмитрия Морева в должность главы Архангельска.
Два с половиной года прошло с момента вступления Дмитрия Морева в должность главы Архангельска. / Иван Малыгин

Что удалось и что еще предстоит сделать главе города? Об этом - в ответах Дмитрия Морева на вопросы представителей СМИ.

О чистых улицах

- До белых кроссовок нам еще далеко. Мы это признаем. Но за те два с половиной года, во время которых я руковожу администрацией, мы нашли серьезные средства и для закупки техники, и для развития муниципальных предприятий, отвечающих за уборку и содержание общественных территорий, а также дорожной сети.

Более 150 миллионов рублей за два года направлено на приобретение спецтехники. Сейчас проходит закупка еще на 51 миллион рублей для наших предприятий - МУП "Городское благоустройство", "Горсвет", а также муниципального казенного учреждения "Чистый город". Это предприятие занимается исключительно содержанием территорий и имеет юридическое право убирать любые участки, минуя процесс выделения земли и межевания (как известно, в Архангельске остается очень серьезная проблема неотмежеванных территорий).

Планомерно увеличиваем и количество дворников. В округах сейчас работают 56 дворников, набираем их также в штат МКУ "Чистый город" - еще 50 дворников примем туда. Но этого недостаточно, поэтому будем наращивать как штат, так и парк спецтехники. В том числе впервые закупаем специальную уборочную технику для чистки пляжей - средства уже выделены.

Кроме того, существует понятие "прилегающие территории к административно-коммерческим зданиям". Они передаются в содержание организациям, здания которых находятся на этих территориях (независимо от того, как была отмежевана земля). Если участок не убирается, администрации округов наделены правом выдачи соответствующих предписаний. Этим правом они пользуются, но думаю, работу нужно усиливать.

О первых многоэтажках из дерева

- Один из таких проектов уже в стадии реализации. Ведется подготовка документации, чтобы на основе ее выбирать подрядчика по проектированию строительства. Два земельных участка у нас определены, один - в Маймаксанском округе, другой - в Северном. Там ведется проектирование социальных домов, куда смогут переезжать люди в рамках программы переселения. Это будут многоэтажные здания - больше трех этажей.

Подобные проекты уже реализованы на северных территориях России - они полностью удовлетворяют нашему климату и, что немаловажно, всем требованиям пожарной безопасности. Сейчас решается, какие средства необходимы на строительство, а также из какого бюджета они будут выделены. Предварительно проект готовится под региональную программу.

Кстати, Северный округ в перспективе мы в основном рассматриваем как спальный район. И хотя коммерческое жилье там пока почти не строится, планируем продолжать возведение социального, ведем благоустройство округа в рамках наших возможностей. В этом году, к примеру, приведем в порядок набережную имени Малиновского, а также два моста.

"Параллельный" мост

- Новый городской мост через Кузнечиху (рукав Северной Двины) в районе Соломбала может быть построен в рамках плана развития архангельского транспортного узла, представленного недавно зампреду правительства РФ Юрию Трутневу. По его поручению в план (а он рассчитан до 2030 года) внесены корректировки, сейчас документ отправлен на утверждение в Минтранс России. Предусмотрено строительство моста дублера через Кузнечиху - его технологически проще построить рядом, чтобы не закрывать единственный мост, связывающий сегодня центр Архангельска с его северной частью.

А в целом документ рассчитан на то, чтобы увеличить портовые мощности города - ведь грузопоток по СМП продолжает расти. Этой задаче, кстати, подчинены многие проекты. У нас сейчас на реконструкции Краснофлотский мост, на расширении до четырех полос - Окружное шоссе, идет ремонт Маймаксанского шоссе.

И новый парк

- Благоустройство Архангельска проводится сегодня не только в рамках национального проекта "Комфортная городская среда", но и за счет иных средств, в том числе областного бюджета, которые нам выделяются по поручению губернатора Александра Цыбульского, а также средств муниципалитета и наших партнеров.

На внебюджетные средства в этому году будет благоустроен парк (названия у него еще нет), который находится на набережной Двины рядом с Ривер-парком. Работы будут проведены полностью за счет инвестора - компании "Аквилон". Проект парка уже есть, соглашение подписано, в этом году в течение летнего периода компания должна выполнить благоустройство.

Мы уже завершили большую часть контрактации в части благоустройства территорий и ремонта дорог. В этом году начали проводить открытые конкурсы с особыми условиями, заключающимися в том числе в требованиях к опыту потенциальных участников. Сегодня на дорожных ремонтах у нас работают два подрядчика - оба с большим стажем, ресурсами и возможностями. Это не говорит о том, что нам нужно их меньше контролировать, но сроки, которые мы определили в этом году для ремонтов дорог, более опытные подрядчики должны выдержать.

А для благоустройства территорий выбраны несколько подрядчиков. Среди них компании "Северная Роза", "Север", а также МУП "Городское благоустройство", которое уже начало работу по приведению в порядок площади Мира. Кроме того, предприятие будет заниматься территорией рядом с домом на проспекте Троицком, 104.

Хотелось бы проиллюстрировать и взятый нами темп по нацпроекту "Комфортная городская среда". Если в 2017 году по нему было благоустроено три территории, в 2020-м - девять, в 2021-м - семь, то в прошлом - уже 13, а в этом году перед нами стоит задача благоустроить 14 территорий Архангельска. В первую очередь мы берем предложения, выигравшие голосование в рамках нацпроекта. А те, что не победят, планируем благоустроить на следующий год - дать им второй шанс.

Одним словом, все подрядчики сегодня располагают хорошими ресурсами - техникой, рабочей силой. Надеюсь, что в части благоустройства и ремонта дорог новый сезон пройдет более гармонично.

Жилье за счет бизнеса

- Интерес застройщиков к проектам комплексного развития территорий очень высокий. Многие готовы подключаться к ним - участвовать в конкурсах и аукционах, брать на себя все обязательства по расселению аварийных домов, которые пока не расселены. А также строить на освободившихся территориях новое комфортное современное жилье (победители аукционов предоставят благоустроенное жилье или денежные компенсации, которые устроят переселенцев, а затем расчистят территории и построят жилые комплексы).

Главное преимущество программы - возможность реновации целых кварталов. Это не точечная, а комплексная застройка домами в едином архитектурном исполнении, с проездами и парковками, благо-

устроенными дворами, детскими площадками. Второе важное значение - возможность расселять жителей ветхих домов, которые не вошли в программы переселения.

Ожидания и реальность

- Хотя что-то за этот период не получилось, в целом удалось даже больше, чем я планировал за два с половиной года. К примеру, вначале мы не думали о транспортной реформе - знали, что в сфере общественного транспорта надо что-то менять, но четкого плана не было. А сегодня уже можно говорить о том, что реформа реализована и состоялась: запланированное количество автобусов выведено на рейсы. Идет донастройка - выявление недостатков, работа с ними, налаживание обратной связи с пассажирами. Но это уже обычный рабочий процесс, который никогда не прекратится.

Главные плюсы реформы в том, что Архангельск избавился от "пазиков" - гремящих и звенящих, неопрятных, с кучей посторонней рекламы на бортах. Мы получили новые современные автобусы, которые и более экологичны, потому что работают на газовом топливе, и более "управляемы", потому что имеют единую централизованную базу обслуживания. Если раньше у нас было двадцать самых разных перевозчиков, с некоторыми из которых было сложно найти общий язык, то теперь - единый, с которым гораздо легче настраивать транспортную систему. Как итог - количество жалоб от пассажиров сегодня в десятки раз меньше.

Кстати, два с половиной года назад я еще не думал и о том, что мы сможем построить в Архангельске три школы. Сегодня одна уже работает, одна вот-вот будет введена в эксплуатацию, а строительство третьей стартовало.

Кампус "Арктическая звезда" в Северном (Арктическом) федеральном университете - в 2020-м не ожидали, что в 2023-м удастся начать столь грандиозный проект.

Этап номер три

В Архангельске завершают ремонт площади Мира. "Два первых этапа обновления площади у главного мемориала Победы завершены: мы заменили облицовку постамента памятника, систему освещения, а ближе к реке положили тротуарную плитку. Начался самый трудоемкий этап - замена всех бетонных плит на площади у Вечного огня", - поясняет глава города Дмитрий Морев.

Фото: Иван Малыгин