17.05.2023 23:00
    Поделиться

    Конституция нового Узбекистана определяет путь развития страны

    В новой редакции Конституции Республики Узбекистан впервые определены приоритеты развития страны.
    Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев отдал свой голос за новую Конституцию страны.
    Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев отдал свой голос за новую Конституцию страны. / Пресс-служба Посольства Республики Узбекистан в РФ

    Волей многонационального народа, в которой высшей ценностью является человек, его права и свободы, честь и достоинство, подтверждена верность идеалам демократии и равенства, социальной справедливости и солидарности. Поставлена цель - построить гуманное демократическое, динамично развивающееся государство, открытое и справедливое общество, которое является надежным и предсказуемым международным партнером с емким и привлекательным рынком. Впервые также четко обозначено стремление к укреплению и развитию дружественных отношений Узбекистана с мировым сообществом, прежде всего с соседними государствами на основе сотрудничества, взаимной поддержки, мира и согласия.

    Как известно, трансформация переходных экономик постсоветских государств - это одно из новых, совершенно неизученных направлений современной экономической теории и хозяйственной практики, характеризующих переход к рыночным отношениям. Взвешенный, фундированный подход к исследованию причин, механизмов и интеграционной стратегии позволил предложить собственное видение выхода из сложившейся ситуации. Он требует пересмотра модели интеграционного сотрудничества с тем, чтобы появились реальные возможности для более тесного взаимодействия, роста внутреннего производства и диверсификации экономик стран СНГ. Центростремительных тенденций потенциально больше, чем центробежных.

    Во многом благодаря личным усилиям президента Узбекистана Шавката Мирзиёева удалось добиться существенных результатов в формировании новой концепции регионостроительства и создании единого геоэкономического пространства Центральной Азии, имеющего конкретное политическое и социальное измерение. Еще недавно сильно отдаленные друг от друга государства все больше идут на сближение и соглашения.

    Использование различных методов и моделей, SWOT контент-анализа, многовариантных расчетов, обоснование новых драйверов экономического роста в ближайшей и более отдаленной перспективе позволяет дать высокую оценку модернизационному скачку на базе реализации Стратегии действий страны в 2017-2021 годах и успешно осуществляемой Стратегии развития на 2022-2026 годы.

    Россия была, есть и будет главным стратегическим союзником всех центральноазиатских государств, несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны Китая, Турции и других мировых игроков. Политика России традиционно держится на трех постулатах. Первый - безопасность и военно-техническое сотрудничество. Второй - энергетические проекты в нефтегазовой сфере и гидроэнергетике. Третий - укрепление сотрудничества независимо от степени участия в интеграционных проектах СНГ. При этом России важно извлечь уроки и не повторять ошибок, допущенных в прошлом, не допустить неверных и непродуманных решений, затрагивающих суверенные чувства народов.

    В Конституции впервые устанавливается, что Узбекистан - суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство. Эти положения не могут быть пересмотрены, что подтверждает стабильность и неизменность основополагающих признаков государства. В конституционной реформе подчеркнуто, что постулат "государство-общество-человек" заменен на "человек-общество-государство". Поставлена цель, чтобы каждый гражданин мог утверждать: "Это моя Конституция".

    В соответствии с общепризнанными нормами Всеобщей декларации прав человека и другими международными правилами усилены конституционные основы обеспечения личных прав и свобод человека. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, дается право гражданину обращаться в международные органы по защите прав и свобод. Это окажет регулирующее воздействие на общественные отношения, обеспечит благоприятный инвестиционный деловой климат и будет способствовать формированию положительного имиджа Республики Узбекистан в мировом сообществе.

    В конституционных реформах подчеркнута поддержка инициатив, направленных на улучшение экологической, социальной, экономической и демографической ситуации в регионе Приаралья, о чем говорилось на Генеральной Ассамблее ООН. Поставлены цели дальнейшего укрепления конституционных механизмов, призванных обеспечить развитие рыночных отношений, добросовестной конкуренции, защиту частной собственности, предпринимательства, экологических прав граждан. Отмечена важность усиления роли Олий Мажлиса, модернизации верхней палаты парламента - Сената, расширения полномочий нижней Законодательной палаты, а также формирования новых научных и учебных заведений, в частности, в рамках постановления президента от 29 декабря 2022 года. Впервые в Конституции закреплена решимость народа Узбекистана оберегать и преумножать бесценные природные богатства, сохранять здоровую окружающую среду для нынешнего и будущих поколений.

    Успешное проведение референдума по принятию Конституции в новой редакции является важным этапом политического развития республики, а его итоги демонстрируют высокую степень поддержки обществом политического курса Шавката Мирзиёева и свидетельствуют о заинтересованности граждан Узбекистана в продолжении проводимых реформ.

    Поделиться