18.05.2023 21:39
    Поделиться

    День музеев корреспонденты "РГ" отметили на земле и в космосе

    Алексей Леонов поставил свой автограф? Кто жил на землях Донбасса в период Средневековья. Об этом и многом другом узнали корреспонденты "РГ", отправившись 18 мая - в Международный день музеев - на тематические экскурсии. Кстати, билеты на них можно приобрести по Пушкинской карте.
    Фото: Сергей Иванов

    Услышим горн

    В 9.00 к Аллее славы воронежского села Новая Усмань подрулил желтый школьный автобус и остановился напротив бомбардировщика Су-24, распластавшего над сквером длинные крылья. Из автобуса посыпались четвероклассники, шумно обсуждая приятную неожиданность: поход в музей вместо уроков.

    - Давайте сюда, ребятки, под крылья, в тень, - поманила школьников директор Новоусманского краеведческого музея Людмила Островерхова. И начался рассказ: как высоко летает этот бомбардировщик, да как быстро. Тут пацаны уши навострили и давай отвечать на вопросы - кроме двоих, которые шину у самолета щупали.

    Напротив бомбардировщика - граффити на стене трансформаторной подстанции: наш самолет таранит фашистский. Это реальная история, произошедшая летом 1942 года, рассказала Людмила Васильевна. Она привела последние слова немецкого пилота: "Боже, почему это случилось со мной!" и рассказала, как в 50-е годы нашли нашего. Трактор зацепил в поле кусок самолета, выкопали останки летчика, по ордену установили имя.

    История медсестры Зинаиды Тушнолобовой - ее бюст установлен на Аллее славы, - проняла уже девчонок. 18-летняя девушка ушла на фронт медсестрой, пообещала жениху Иосифу, что они поженятся после Победы. В бою Зину ранили и нашли не сразу. Хрупкая медсестра вмерзла в лед, отморозила руки и ноги, их ампутировали. Когда закончилась война, Иосиф женился на Зинаиде и прожил с ней всю жизнь. Она родила ему двоих детей и дожила до 60 лет. Прикрывшись гвоздиками, четвероклассница утирала глаза. Ее подружки молчали, потрясенные величием человеческого духа.

    А Островерхова рассказывала и рассказывала дальше, увлекая школьников в маленький прохладный домик музея среди суеты жаркого будничного дня. Там их ждало счастливое советское детство: синяя школьная форма, горн с барабаном и несколько номеров "Пионерской правды". Людмила Васильевна раскрыла тетради второклассника Леонида Снопко, заполненные в 1947 году: чернильной ручкой и каллиграфическим почерком. Аккуратность почерка и тот факт, что почти 100 лет назад дети решали те же примеры, что и сейчас, зачаровали класс. Рядом на полке лежал журнал "Пионер" за апрель 1979 года: отчет о всесоюзном слете тимуровцев, репортаж о трудящихся Суринама под заголовком "В гостях у лесных негров" и школьные истории в конце номера.

    Экскурсия шла своим чередом. Девчонкам смогли ощутить прикосновение щипцов для завивки, над мальчишескими вихрами пощелкали машинкой для стрижки "под ноль". Показали советский журнал мод с выкройками и вековую швейную машинку, с помощью которой эти выкройки превращались в одежду. Дали понюхать духи "Красная Москва" и завели на проигрывателе пластинку с выступлением большого детского хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио. М. Пляцковский "Песня дружбы" ("Друг в беде не бросит, лишнего не спросит…").

    - В прошлом году у нас сломалась игла к проигрывателю. Кинули клич в соцсети - у кого-то нашлась, принесли, - рассказала Островерхова.

    У директора музея за плечами истфак, она умело сплетает в один рассказа факты, истории и судьбы, иллюстрируя их экспонатами и оживляя вопросами. Но каким бы ни был интересным рассказ гида, через час четвероклассники устали. Расшумевшимся мальчишкам директор предложила сесть на пол - пусть ноги отдохнут - и поведала еще несколько историй: про расстрелянного священника, ставшего покровителем села и скифский меч, найденный новоусманским школьником в своем огороде.

    Такая экскурсия в историю Новой Усмани стоит, как проезд в маршрутке - 30 рублей. Действует Пушкинская карта. А в честь Дня музеев, все было бесплатно.

    Фото: Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского

    Обнимем Землю

    В День музеев три абсолютно удивительные выставки встречали гостей в Государственном музее истории космонавтики в Калуге. К слову, в любой другой день молодежь их может посетить по Пушкинской карте.

    В Вводном зале исторического здания музея расположился "Русский космос". Директор музея Наталья Абакумова замечает, символичен сам выбор места для этой экспозиции:

    - Вводный зал можно назвать музейной реликвией, поскольку на одной из его стен находится мозаичное панно "Советские люди - покорители космоса!" работы художника Васнецова, а под потолком располагается технологический дубликат первого искусственного спутника Земли, который передал в дар музею Сергей Павлович Королев. Экспозиция посвящена истории освоения космоса - от первых мыслей на эту тему до запуска орбитальных станций.

    На втором этаже нового здания музея в окружении довольно "суровых" постоянных экспонатов уютно расположилась нежная и хрупкая выставка "Мир космического фарфора". Это совместный выставочный проект музея и известного коллекционера Марселя Губайдуллина, представляющий богатое собрание изделий из фарфора на космическую тематику. Маленькие скульптуры-статуэтки, бюсты, вазы, сервизы, панно - художники не могли пойти мимо космической темы.

    - Они приходят в мир нашего дома, с годами становясь семейными реликвиями и памятью о великих космических достижениях, - поясняют посетителям в музее истории космонавтики. Не только художники, но и сами космонавты порой включались в эту фарфоровую тему. Так, по эскизам Владимира Джанибекова было создано несколько тарелок. Есть в экспозиции и сервиз с автографом летчика-космонавта Алексея Леонова.

    Нельзя пройти мимо декоративного блюда художницы Татьяны Афанасьевой "К далеким звездам". Все замирают и рядом с другим уникальным экспонатом - сувениром "Астропупс", побывавшем на МКС. Это фигурка ребенка, обнимающего Землю. Невероятно милую статуэтку из фарфора создала Светлана Пчельникова в рамках благотворительного авторского проекта "Парад звездных кукол - детям" для сбора средств на лечение тяжелобольных детей.

    - Для меня большая честь представить свою коллекцию в одном из лучших музеев мира - музее космонавтики города Калуги, - подчеркнул Марсель Губайдуллин. - Освоение космоса, которое начал Советский Союз в конце 50-х годов 20 века, было одним из самых успешных амбициозных проектов. Все предметы, представленные на этой выставке, погружают нас в мир индустриального подъема и прогресса, в мир радости и гордости за нашу страну.

    Недалеко от "космического фарфора" разместилась еще одна необычная выставка - спичечных коробков. Точнее собрание этикеток под названием "Вместо сердца - пламенный мотор". Она посвящена 100-летию российской авиации. На выставке можно увидеть два спичечных коробка, выпущенных в 1925 году на Новгородской фабрике имени Ленина. На них изображен биплан П-IV Бис А.А. Пороховщикова. На этих этикетках, переданных на выставку московскими фелуменистами, множество изображений авиационной техники: первым делом - самолеты, да и винтокрылые машины различных лет и назначений, разработанные советскими, российскими авиаконструкторами.

    Будем вместе

    В холле Белгородского краеведческого музея не протолкнуться: профессиональный праздник - День музеев - здесь отметили накануне. А теперь коллектив приветливо встречает гостей и проводит экскурсии. Планшетная выставка Донецкого республикан-ского краеведческого музея - одна из самых популярных.

    - Когда мы начали показывать ее детям, я не ожидала, что они будут настолько внимательны, настолько впечатлены, - рассказывает экскурсовод Елена Шокова. - Даже самые маленькие говорят: "Мы знаем, что такое Донбасс. Там сейчас идут боевые действия".

    Сама Елена Шокова неслучайно проводит эту неповторимо атмосферную экскурсию.

    - Два года назад я была в Донецке, - рассказывает она. - Там прекрасный краеведческий музей, очень сильная археологическая школа… Сотрудники живут своим делом. Почти три десятка огромных залов, все идеально. И даже когда их разрушили снаряды, коллектив все начал восстанавливать самостоятельно.

    Часть уникальных экспонатов, к сожалению, спасти не удалось, а сейчас, несмотря на удаленный характер работы, сотрудники Донецкого краеведческого музея оцифровывают самые ценные предметы музейного фонда.

    Два десятка планшетов белгородской экспозиции - малая часть кропотливого труда оцифровки, ведь экспонаты не просто фотографируют. На основе снимков создается 3D- модель. Украшения женщин, живших на территории Донбасса несколько веков назад, шлемы и обмундирование воинов Средневековья, уникальные предметы быта - все это оживает на мониторе перед зрителем. Свидетельства развития Донбасса от времен далекой древности и до наших дней не просто рассказывают историю. Они фактом своего существования подтверждают: на этой земле жили разные народы, но все они принимали самобытность друг друга и никогда не конфликтовали. Елена Шокова приводит в пример соседство немецких колонистов и крымских греков, евреев и славян. Были времена, когда рядом жили семьи разного вероисповедания, но и это не мешало всем вместе создавать и развивать экономически сильный регион, защищать эту землю от фашистов в годы Великой Отечественной войны и потом восстанавливать из руин. Ведь Донбасс был признан наиболее пострадавшей советской территорией.

    По данным переписи 2000 года на Донбассе проживали представители 133 национальностей. Об этом тоже свидетельствуют музейные данные. И именно об этом многообразии и добрососедстве, сплоченности перед лицом врага и в сложных ситуациях рассказывают посетителям музеев и в Донецке, и в Белгороде.

    Впрочем, белгородцы к экспозиции подошли творчески. С 2014 года в регион переехало множество донецких семей. Мастера прикладного творчества продолжают трудиться и здесь.

    - Вот мы и решили показать их работы, - отмечает Елена Шокова.

    Женские украшения и интерьерные детали в технике фриволите, детские игрушки, связанные из мягкой пряжи, картины и льняная одежда - все это и многое другое занимает достойное место в экспозиции и не оставляет равнодушным. Ведь и белгородцы понимают: вместе мы - сила.

    Фото: Анна Скрипка/РГ
    Поделиться