Эксперт рассказал, на чем сейчас нельзя экономить бизнесменам

Желая остаться на плаву в сложное кризисное время, бизнес активно урезает расходы. И часто это правильные шаги: например, отказ от аренды большого офиса или дорогостоящего корпоратива. Но есть статьи, на которые нельзя жалеть средства даже в режиме экономии, рассказал "РГ" генеральный директор "Европейской Юридической Службы" Андрей Голощапов.
iStock

Команда

В первую очередь, бизнес делают люди. Поэтому не стоит экономить на своих сотрудниках.

Абсолютно точно неверный шаг - это прощаться с людьми, чтобы взять на их места специалистов на более низкую зарплату. Профессионалы стоят денег, а без профи бизнес не будет приносить прибыль.

Также в сложное время, когда правила игры на рынке меняются, бизнесу стоит вкладываться в обучение сотрудников. Это может быть повышение квалификации, изучение новых программ и технологий, обучение с упором на актуальные знания и навыки.

Затраты на бизнес-обучение - это отличная инвестиция, предотвращающая стагнацию. Чтобы конкурировать на рынке, необходимо постоянно учиться новому и держать руку на пульсе.

Оптимизация процессов

Вложения в оптимизацию - это шаг к весомой экономии в будущем (и денег, и времени, и ресурсов сотрудников). Точно не стоит отказываться от внедрения и развития инноваций или от ежемесячной оплаты продуктов, которые автоматизируют и облегчают бизнес-процессы. Например, это CRM-системы, системы управления проектами, программы для общения с клиентами, облачные хранилища, автоматизированные рассылки и так далее.

Переход на бесплатные аналоги тоже не вариант экономии. Время и силы на переобучение могут стоить дороже ежемесячных подписок.

Чтобы понять полезен или бесполезен инновационный продукт для вашего бизнеса, достаточно оценить его по такому критерию: нужно, чтобы он сокращал время на определённые действия и позволял сотрудникам заниматься более сложными задачами. Если результат именно такой, трата необходима. Если такого результата нет - стоит искать другие способы оптимизации процессов, а не отказываться от этого направления.

Корпоративная безопасность

Оптимизация бизнес-процессов предполагает и ещё одну строку расходов, на которой нельзя экономить, - кибербезопасность. Если данные компании утекут или просто исчезнут - потери бизнеса будут несоизмеримы тратам. Поэтому важно использовать качественные IT-продукты и учить сотрудников цифровой гигиене. Расходы на безопасность могут составлять от 10% до 25-30%, но это оправдано.

Сервисное обслуживание

Не стоит экономить и на обслуживании техники - ремонт поломки или покупка новой все равно выйдет дороже. Это касается и производственного оборудования, и оргтехники, и компьютеров, и автомобилей, если ваша компания имеет их на балансе.

Лучше заранее озаботиться техобслуживанием, чем потом покупать новые станки, машины или сканеры. Особенно этот совет актуален сейчас, когда автомобильный рынок переживает кризис, а детали для производственного оборудования можно просто не найти.

Маркетинг

Часто маркетологи и пиарщики попадают под сокращение первыми. Но компании, которые так делают, проигрывают. Это глобальная ошибка - прощаться со специалистами, которые продвигают ваш бизнес. Если компании нет в онлайн - можно считать, что её вообще нет.

Да, в сложное время можно пересмотреть контент-план и стратегию, но не отказываться от продвижения полностью. Если бюджет небольшой, стоит искать новые способы заявить о себе. Например, использовать кросс-маркетинг (перекрестное совместное продвижение компаний, когда они рекламируют друг друга), предлагать клиентам бесплатные первичные услуги или тестовый период, - чаще всего потребители становятся постоянными клиентами и готовы платить за качественные услуги. Также необходимо отслеживать тренды в соцсетях, чтобы делать актуальные посты и видео.

Самое время и для креативных идей, которые были убраны в долгий ящик. Главное - действовать. Поставьте пиар-отделу задачи и рассмотрите свежие предложения.

Желание сэкономить не должно вредить бизнесу. Не стоит затрагивать команду, оптимизацию, безопасность и маркетинг. Это как раз тот случай, когда скупой платит дважды.