Если бы меня спросили, отказался бы я от своего голоса на выборах в бундестаг за 1000 евро, я бы ответил: "Несите деньги"
Журналист Герт Эван Унгар - о том, почему немцы готовы отказаться от политического права выбирать за тысячу евро
vk.com@gertewenungar
Статья Йохена Биттнера в немецкой ежедневной газете Die Zeit должна была восприниматься читателями как развлекательная. Рубрика, в которую ее поместили, посвящена статистике, игре с цифрами.

В статье говорится, что 16 процентов немцев готовы отказаться от своего голоса на предстоящих выборах в бундестаг за 1000 евро. 16 процентов граждан Германии сказали, что возьмут деньги и откажутся от своего демократического права выбирать. 80 процентов респондентов ни при каких обстоятельствах так бы не поступили. Причем, согласно исследованию Биттнера, семь процентов опрошенных продали бы за ту же сумму свою душу.

На этих цифрах и основан текст в Die Zeit о продажности немцев, об их вере в бессмертную душу и о противоречии, которое заключается в том, что немцы готовы продать свои конкретные демократические права, но хотят сохранить свою весьма абстрактную душу. Душа для немцев более священна, чем демократия, заключает Биттнер. При этом он умалчивает, что это утверждение верно, очевидно, лишь для какой-то части немцев. К тому же предположение, что те, кто готов продать душу, также готовы уступить свой голос на выборах в обмен на деньги, выглядит необоснованным.

Если бы меня спросили, отказался бы я от своего голоса на выборах в бундестаг за 1000 евро, я бы ответил: "Несите деньги"

Далее Биттнер острит на тему того, что часть немцев верят, что душа - это сущность, которую можно продать. Отсюда можно сделать вывод, что в Германии можно подшучивать над верой и религией. С другой стороны, подобные шуточки в отношении ЛГБТ и цветного населения однозначно и бескомпромиссно в ФРГ табуированы. Если бы Биттнер пошутил на эту тему, то попал бы под шквал критики и его бы вынудили публично извиняться. Зато шутить над тем, что среди немецкого электората есть те, кто верит в душу, вполне допускается.

Укрепление ЕС подрывает суверенитет Германии, поэтому немцам все равно, кто сидит в бундестаге. Фото: GettyImages

Биттнер задается вопросом: неужели истории о заговорах так популярны в Германии, потому что немцы с удовольствием верят во что-то бездоказательное? При этом надо понимать, что в Германии конспирологией считается все, что не совпадает с официальной версией правительства и ведущих СМИ. А они, в свою очередь, согласовывают между собой нарратив по важным темам, в который немцы должны верить. В России мне никогда не верят, когда я об этом рассказываю, потому что такую практику ожидаешь встретить скорее при диктатуре, а не при демократии. Но такова реальность. Немецкие СМИ скоординированы, если не сказать приобщены, к общей идеологии.

А теперь вернемся к изначальному вопросу. Если бы меня спросили, отказался бы я от своего голоса на выборах в бундестаг за 1000 евро, я бы ответил: "Несите деньги". И это по одной простой причине: мне не из кого выбирать, так как все партии в Германии стали до невозможности похожи друг на друга. Я, например, хотел бы, чтобы Германия вышла из НАТО и получила нейтральный статус, как Австрия. За это в Германии можно было голосовать раньше, но не сейчас. Партии ХДС и СвДП всегда были сторонниками альянса. СДПГ критически относилась к НАТО, "Зеленые", как партия мира, хотели выйти из альянса, как и партия "Левых". Сегодня все уже не так, и это случилось не после 24 февраля 2022 года (начало специальной военной операции. - Ред.). В Германии можно голосовать только за партии, которые безоговорочно говорят НАТО "да". Кому это не по душе, пусть лучше возьмут 1000 евро, даже если они такая же фикция, как и существование 72 полов, в которые теперь некоторые в Германии верят.

Осложняет ситуацию и то, что парламенты государств - членов Евросоюза существуют лишь для того, чтобы превращать решения Брюсселя в национальные законы. ЕС захватывает себе все больше власти и полномочий, тем самым подрывая суверенитет национальных государств. Демократия в ЕС разрушается медленно, но последовательно. Предписания ЕС являются обязательными к исполнению, поэтому народ Германии может голосовать за что и как хочет - это ничего не меняет.

По этой причине меня удивляет, что только 16 процентов согласились бы обменять свое право голоса на наличные. Явка избирателей на выборах в Германии падает с каждым годом. Тот факт, что люди на выборах все меньше могут действительно что-то выбрать, стал общепризнанным. Особенно на земельных выборах, где не участвующие в голосовании избиратели часто становятся самой крупной партией. У них на это есть веские причины. А потому фон статьи Биттнера, которая на самом деле была задумана как легкая и развлекательная, прежде всего один - абсолютно горький.

Герт Эван Унгар
журналист RT DE специально для "Российской газеты"
Поделиться