В России проживают около 20 миллионов мусульман, и оборот халяльной продукции составляет до 100 миллиардов рублей в год. Действуют несколько комитетов по ее сертификации. В Республике Татарстан комитет по стандартизации действует уже почти 20 лет и хорошо зарекомендовал себя как среди производителей, так и среди потребителей.
По итогам 2023 года Татарстан планирует нарастить объем экспорта халяльной продукции примерно на 20 процентов, до 8 миллионов долларов, сообщил министр сельского хозяйства и продовольствия республики Марат Зяббаров.
Основными потребителями халяльной продукции из Татарстана являются страны СНГ, в которые поставляется мясо птицы, а также говядина и баранина. Можно было бы поставлять эту продукцию и на экспорт в исламские страны Ближнего Востока. Но, как рассказал "РГ" председатель комитета по стандарту халяль Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) Аббяс Шляпошников, этому препятствует отсутствие у российских компаний международной сертификации.
- В каждой стране свои правила и санитарные нормы, - отметил эксперт. - Мы хотим взять на себя сертификацию халяльных товаров в соответствии с законодательством арабских стран, чтобы наши производители смогли выходить на внешний рынок. У России есть все шансы закрепиться на рынке арабских стран, поскольку наша продукция обладает высоким качеством.
Сегодня одним из самых крупных поставщиков мясной продукции халяль на мировой рынок является Бразилия, где большинство населения исповедует совсем другую религию. Однако это не помешало ей стать важным игроком на этом рынке. У нашей страны есть свое преимущество - логистика: доставка товаров на Ближний Восток может быть гораздо быстрее, чем из Южной Америки. Но пока из всех зарегистрированных в комитете при ДУМ РТ компаний на рынке Саудовской Аравии представлен только производитель макарон "Макфа", еще 13 компаний ориентированы на экспорт в другие исламские страны.
Чтобы перейти на стандартизацию халяль, компаниям надо выполнить ряд требований. Требуется отдельно выделенное производство: если это производство мяса халяль, то на этой же линии не может производиться продукция из свинины. В Татарстане, к примеру, практически все птицефабрики сегодня работают по такому стандарту. Бизнес оценивает сертификацию товаров по стандарту халяль как дополнительное преимущество для реализации, поскольку это дополнительная проверка качества. Подобные товары пользуются спросом не только среди мусульман.
- Сейчас в тренде натуральные ингредиенты, продукты из экологичных фермерских хозяйств, - рассказал "РГ" владелец стейк-хауса "ИТLE" Руслан Хайрутдинов. - Для многих потребителей продукция с маркировкой халяль - оптимальный синтез качества, норм и традиций.
В прошлом году эта компания открыла завод готовой продукции мощностью в 40 тысяч упаковок в сутки. Предприятие обошлось в 450 миллионов рублей, привлеченных по принципам исламского финансирования.
Культура халяль как образ жизни в целом актуальна в современном обществе, поскольку отражает представления людей об осознанном образе жизни, эмпатии, доброте и этике, экологичном отношении к окружающим людям, живым существам и миру в целом.
Однако, по словам Аббяса Шляпошникова, нужно внимательно следить за тем, кто маркировал продукцию по стандарту халяль.
Сегодня понятие "халяль" уже перешло из обозначения продуктов питания и в сферу услуг. Предложения с таким наименованием можно встретить и в туризме, и в логистике.
К примеру, руководитель Агентства инвестиционного развития республики Талия Минуллина мечтает... о халяль ИT. И отечественное программное обеспечение с такой маркировкой уже создается.
- В интернете содержание многих сайтов никто не фильтрует, практически все можно наблюдать в свободном доступе, - говорит Талия. - По нашим представлениям, халяль ИT - это программное обеспечение, которое позволит фильтровать содержательную часть интернет-ресурсов, и не только для детей, но и для всего населения. В ОАЭ, например, подобная функция имеет огромную популярность.