Создавать особую службу и специальную инфраструктуру для медицинской помощи пациентам пожилого и старческого возраста необходимо, поскольку продолжительность жизни в России растет и, соответственно, увеличиваются потребности в специализированной помощи, об этом сказал министр здравоохранения России Михаил Мурашко.
"В последние годы в стране развивается гериатрическая служба - это предусмотрено Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в рамках национального проекта "Демография". В регионах России работает 82 гериатрических центра - они есть уже почти во всех регионах. Для оказания амбулаторной помощи пожилым пациентам открыто более 1,2 тыс. гериатрических кабинетов. Почти на 25% по сравнению с 2021 годом увеличилось количество врачей-гериатров, их подготовка введена в программы медвузов", - отметил министр.
Пока специализированную гериатрическую помощь получают не все пожилые пациенты: на начало 2023 года на всю страну работали 1,6 тысячи таких врачей, и по-прежнему основная нагрузка лежит на участковых терапевтах и врачах общей практики. Но и сама гериатрическая служба начала создаваться совсем недавно. Тем не менее в этом году с января по март стационарное лечение в геронтологических отделениях прошли уже почти 45 тысяч пациентов.
"Наши больные требуют особого подхода, поскольку у них, как правило, сразу несколько тяжелых хронических заболеваний, нередко жизнеугрожающих, - таких пациентов мы называем коморбидными. Для них очень важно подобрать оптимальную терапию", - пояснила "РГ" главный внештатный специалист-гериатр Минздрава России, директор Российского геронтологического НКЦ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Ольга Ткачева.
Российские ученые сумели вычислить, как увеличивается степень риска осложнений и смертельного исхода при сочетании различных тяжелых недугов. "Благодаря формированию регистров различных групп пациентов у нас появилась возможность анализировать медицинские показатели исходя из мегаданных и прогнозировать ситуацию, - рассказала директор НМИЦ терапии и профилактической медицины Минздрава России, академик РАН Оксана Драпкина. - Мы выделили три группы наиболее тяжелых хронических заболеваний и математически доказали, как влияет их сочетание на продолжительность жизни. И, соответственно, разработали клинические рекомендации по их ведению. Теперь важно, чтобы они вошли в широкую клиническую практику".
Отдельное важное направление - профилактика и лечение нейродегенеративных расстройств, в том числе различных форм деменции и болезни Альцгеймера. "У нас сейчас такой диагноз поставлен двум миллионам человек, и это очень много, - сообщила Ольга Ткачева. - Формирование регистра таких больных преследует несколько задач. Мы сможем планировать объемы диагностики, начинать лечение на ранней стадии".
От момента появления первых изменений в мозге до видимых признаков болезни Альцгеймера может пройти от нескольких до двух десятков лет. Поэтому принимать меры защиты нужно, не дожидаясь первых симптомов - ухудшения памяти, когнитивных нарушений. Сегодня деменцию диагностируют, выполняя КТ и МРТ головного мозга, анализируя состав спинномозговой жидкости - это дорогие и сложные методы. Поэтому медики продолжают искать надежные биомаркеры, которые помогут сделать скрининг массовым. Возможно, такой тест появится в ближайшее время. На днях FDA зарегистрировала технологию диагностики болезни Альцгеймера по анализу крови - это и проще, и дешевле.
"Хотя деменция пока остается неизлечимым заболеванием, тем не менее, мы научились замедлять ее развитие, продлевая больным активные годы жизни, - пояснила Ольга Ткачева. - Между тем, в разных странах идут поиски лекарства, которое бы радикально воздействовало на причину заболевания, проводится около тысячи клинических исследований. За рубежом недавно зарегистрировано несколько препаратов нового поколения на основе моноклональных антител. Есть основания надеяться, что они могут обеспечить эффективную терапию. Мы участвуем в клинических испытаниях и ждем, когда эти лекарства разрешат применять и в России".