Писатель Влада Ольховская - о том, почему не все ее книги со счастливым концом
Дебют Ольховской в литературе состоялся двенадцать лет назад, когда в издательстве "Эксмо" вышел ее первый детектив "Смерть в черном конвертике". К началу этого года число изданных на бумаге книг перевалило за пятьдесят, прибавьте к этому количеству еще два десятка электронных. Но самое интересное: на родине Ольховская до сих пор не издавалась. Впрочем, во второй половине года этот гештальт наконец-то будет закрыт. За выпуск "Минской мистики" - романа, победившего в литературном стартапе LitUp на Минской международной книжной выставке-ярмарке, - ответит минское издательство "Беларусь".
Корреспонденты "СОЮЗа" перехватили писательницу на пути из Омска, где она участвовала в лаборатории современной драматургии для подростков "Своя территория". По итогам проекта, если все сложится удачно, к концу года в Омске поставят спектакль по новой пьесе Ольховской.
Влада Ольховская: Суть лаборатории проста: организаторы приглашают драматургов и режиссеров, которые встречаются с подростками и в течение недели обсуждают волнующие ребят проблемы. В этом году проект вышел за пределы Омской области, команды работали в шести городах России, мне выпал сам Омск. Подростков мы отбирали по сочинениям. У меня было два главных критерия отбора: литературный талант и умение мыслить. Так собралась команда из восьми человек, с которой мы ежедневно обсуждали не то, как взрослые видят проблемы подростков, а то, как на самом деле устроен их мир.
Ребята рассказывали достаточно личные истории - их хватило бы на целый альманах. В итоге остановились на теме, о которой, считаю, нужно говорить (в том числе и со сцены) как можно больше и чаще - обратной стороне буллинга. Почему некоторые дети чувствуют потребность издеваться над другими? О чем они думают?
Но она хотя бы со счастливым финалом?
Влада Ольховская: А разве в жизни всегда хеппи-энд? У нашей истории будет мистическая составляющая. Я люблю использовать мистику в своих пьесах и книгах. Это классный литературный прием, позволяющий показать, какие страшные вещи могут происходить в реальной жизни. В прошлом году у меня вышел роман "Существо" - о том, как в приемную семью приняли странную девочку. Так вот, многие мне писали, что самые страшные сцены - не те, где появляются чудовища, а те, где начинается травля со стороны других детей.
Твои пьесы охотно ставят в российских театрах, сейчас, насколько знаю, идут переговоры с Челябинском. В России знают, что ты - белорусский автор?
Влада Ольховская: В рецензиях так часто и пишут: "пьеса молодого белорусского драматурга". Но особого акцента я на этом не делаю, стараюсь не привязываться к культурным и местным особенностям. Потому что все мои произведения про человеческую душу. Скажем, зритель очень любит "Рождественскую историю". Первым ее рискнул поставить театр в Уфе, и спектакль до сих пор находится в репертуаре - билеты раскупаются за месяц. Для меня настоящая любовь зрителя всегда на первом месте.
Как ты обычно представляешься: писатель, драматург, литератор?
Влада Ольховская: Ничего не скрываю, вываливаю все сразу. А если серьезно, то писательство - мое главное занятие. И основной доход идет в первую очередь от книг. Их продажи позволяют мне круглые сутки заниматься литературой.
В нынешнем году ты стала амбассадором самой большой российской библиотеки электронных книг Литрес. Какие обязательства это на тебя налагает?
Влада Ольховская: В первую очередь продвижение главной идеи портала. У нас до сих пор почему-то сохраняется предвзятое отношение к самиздату. Многим кажется, это нечто из разряда "тебя нигде не взяли, и ты пошел издаваться сам". Это не так. В самиздате в первую очередь должен поддерживаться определенный уровень авторов, чтобы читатель ему верил и возвращался за новой книгой снова и снова. Мне важно изменить отношение людей к самиздату, поэтому я согласилась на то, чтобы стать амбассадором. Безусловно, есть жанры, которые всегда хорошо продаются. А есть научная фантастика, которая крупному издательству не слишком выгодна: у нее не такая большая читательская аудитория. И с этой точки зрения самиздат дает возможность автору сразу выйти к аудитории. У меня, например, так и случилось. Я вышла на Литрес с серией научной фантастики, она зашла читателям в электронном виде, и уже сам Литрес вызвался издать ее на бумаге.
Если есть такой интерес к электронным книгам, пора ли уже начинать говорить о смерти бумажной?
Влада Ольховская: Нет, конечно. Бумажные книги не умирают - просто они издаются малыми тиражами, но при этом большим количеством наименований. Еще лет десять назад 10 тысяч экземпляров для книги были нормой. Сегодня норма - две-три тысячи. Люди перестали читать массово - это во-первых. Во-вторых, появилось огромное количество микротиражных издательств. И в-третьих, к покупке книги начали наконец подходить осознанно. В "нулевых" были популярны так называемые покеты - книги в мягкой обложке, которые, как только ты их прочитал, натурально распадались перед тобой. А сейчас мы движемся к осознанному изданию и потреблению: дорогая печать, качественная бумага и оформление. И я именно за такой подход, когда книга - вещь нужная и желанная.
Ты пишешь еще под двумя псевдонимами: Влада Астафьева и Влада Юрьева. И часто читатели даже не догадываются, что это один человек - Влада Ольховская. Зачем нужны эти альтер эго?
Влада Ольховская: Меня постоянно спрашивают об этом читатели! Поясняю. Иногда об этом просят сами издатели, чтобы, скажем так, разделить меня с другими издательствами. Например, в одном из крупнейших издательств России - АСТ - я публикуюсь под именем Влада Астафьева, и это никакой не секрет. В АСТ у меня выходят книги сложного микса жанров. В марте в продаже появился триллер "Море играет со смертью", чуть раньше - "Малахитовый лес". Ну а как Влада Юрьева я работала над авторской серией психологических триллеров для издательства "Эксмо".
В этом году твоя книга впервые выйдет в белорусском издательстве. Почему это стало возможным только сейчас?
Влада Ольховская: Долгое время это была моя боль. Мол, ну как так, в России сотрудничаю уже с пятью издательствами, но на родине книги ни разу не выходили, а мне бы очень этого хотелось. Я даже не совсем понимала, как к этому подступиться. С российскими издательствами все понятно: заходишь на сайт и там четкие требования как к автору, так и к произведению. С белорусскими все намного сложнее. Поэтому, когда Министерство информации объявило конкурс, я обрадовалась: стало хотя бы понятно, что писать и на какой адрес отправлять. Так появилась моя "Минская мистика", рассчитанная в первую очередь на подростков. Название такое не потому, что предполагается издание в Беларуси, а потому что она основана на элементах белорусской мифологии, мистической стороне нашей жизни. Мне кажется, что в первую очередь такая книга должна прозвучать именно в Беларуси. Но зарубежному читателю она тоже будет интересна.