В Забайкалье "пришпорят" реконструкцию воздушных и наземных пунктов пропуска

Президент России Владимир Путин утвердил поручения по развитию Дальнего Востока, которые он дал по итогам совещания об ускорении темпов реализации инфраструктурных проектов в городах округа. Многие из этих поручений касаются Забайкальского края, а точнее, его транспортно-логистического комплекса.
Одним из главных пунктов поручения президента значится реконструкция читинского аэропорта Кадала. Старый комплекс находится в удручающем состоянии
Одним из главных пунктов поручения президента значится реконструкция читинского аэропорта Кадала. Старый комплекс находится в удручающем состоянии / РИАН

Одним из главных пунктов значится реконструкция читинского аэропорта Кадала. Президент дал указание ввести его в эксплуатацию до 2026-го. Аэропортовый комплекс располагает бетонной взлетно-посадочной полосой, перроном с десятью местами стоянок для воздушных судов 1-го класса и двумя аэровокзалами общей площадью девять тысяч "квадратов". Однако все это находится в удручающем состоянии и оказывает не самое лучшее впечатление на прилетающих гостей. Последний раз аэровокзал 1932 года постройки ремонтировали почти три десятка лет назад. В 2018-м его включили в комплексный план модернизации и расширения инфраструктуры РФ до 2024 года.

- Сейчас идет проектирование реконструкции взлетно-посадочной полосы, дорожек, перрона. Надеемся, что обновленная воздушная гавань сможет предоставлять улучшенный сервис, обеспечивать больший комфорт, - сказал губернатор региона Александр Осипов.

Предполагаемая площадь реконструкции аэропорта - 285 тысяч квадратных метров.

Другое важное поручение президента касается заключения межправительственного соглашения с КНР по проекту "Новый сухопутный зерновой коридор Россия - Китай". Благодаря договору должно увеличиться производство зерна в Дальневосточном, Уральском и Сибирском федеральных округах, а также объем его экспорта в Китай.

Ключевым элементом проекта станет Забайкальский зерновой терминал, который ввели в эксплуатацию 6 сентября прошлого года. Это первый в мире специализированный железнодорожный терминал и самый крупный объект зерновой логистики в России. Инвесторы вложили в него девять миллиардов рублей. Терминал решает проблему разноколейности железнодорожных путей России и Китая при поставках зерна. Кроме того, он обеспечивает полную отслеживаемость отправок. Его мощность - восемь миллионов тонн зерна в год.

- Этот объект позволяет производителям и экспортерам на каждом составе экономить 40-43 миллиона рублей. Из любой точки Сибири или Урала доставка занимает примерно три недели. На элеваторе зерно загружается в состав, приходит сюда, тут происходит одна перегрузка сразу в китайские зерновозы. Доставка морем занимала около трех месяцев и обходилась намного дороже из-за большого количества перегрузок, - рассказал генеральный директор Забайкальского зернового терминала Карен Овсепян.

Сейчас оператор терминала - группа компаний "Новый сухопутный зерновой коридор" - приступила к строительству семи узловых модернизированных линейных элеваторов вдоль Транссибирской магистрали общим объемом хранения в 1,4 миллиона тонн на территории Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов, а также морского терминала на Дальнем Востоке и зерновых хабов в Казахстане для перевалки российского зерна.

Среди других поручений Владимира Путина - ускорить реконструкцию международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) через госграницу в Забайкальске. Это крупнейший российско-китайский погранпереход. Через него проходит основной поток граждан Китая, следующих в Забайкальский край и далее в глубь России, а также внешнеторговые грузы для регионов Сибири. Отсюда пассажирские автобусы уходят в китайские города Маньчжурия и Хайлар. Реконструкция, согласно ранее заявленной информации, намечена на 2025-2027 годы. Ее проведут в рамках госпрограммы "Развитие транспортной системы" за 2,8 миллиарда рублей.

Сейчас МАПП работает в круглосуточном режиме. Таким образом власти надеются справиться с проблемой скопившихся большегрузов. До 15 мая грузовики проезжали с 9 до 21 часа в порядке "живой" очереди. В таком режиме пункт пропуска не справлялся с резко возросшей потребностью в перевозках. На проблему долгого ожидания водители жалуются уже не первый месяц.

Однако круглосуточный режим работы - не панацея. Требуется увеличить пропускную способность пункта. Сейчас инфраструктура погранперехода не справляется. Из-за большого потока транспортных средств приходится доводить нагрузку до 320 машин в сутки. Правительство Забайкалья обратилось в минтранс России с просьбой урегулировать ситуацию на МАПП.

Автомобильный пункт пропуска через госграницу в Забайкальске - очень важный российско-китайский погранпереход. Но его пропускную способность необходимо увеличить

- Мы в контакте как с водителями большегрузов, так и с администрацией района. Получили от водителей коллективное обращение с просьбой оказать содействие в урегулировании ситуации. Но самостоятельно правительство края решить проблему не может, поскольку все, что касается урегулирования очередей и деятельности пункта пропуска, относится к федеральным полномочиям, - объяснял первый вице-премьер правительства региона Андрей Кефер.

По проекту за сутки через МАПП должно проезжать не менее 2400 автомобилей (1600 грузовых, 500 легковых и 300 автобусов). При этом для каждого из видов транспорта будет предусмотрена своя полоса движения.

Кроме того, в планах увеличение пропускной способности двустороннего автомобильного пункта пропуска Староцурухайтуйский.

- Это в 150-180 километрах от Забайкальска. Проектная мощность - 980 транспортных средств, из них должно быть 700 грузовых, - отметил начальник Дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин.