Аграрии сеют зерновые и зернобобовые, подсолнечник, лен масличный (за последние пять лет край вышел на первое место в России по его производству), рапс, лен-долгунец, кормовые культуры, высаживают картофель и овощи. К 11 мая почти одиннадцать тысяч гектаров было засеяно сахарной свеклой - практически половина от намеченной в этом сезоне площади.
Сахарная свекла считается "ювелирной" культурой с точки зрения соблюдения технологических требований. Напомним, что Алтайский край остается единственным в Сибири регионом, где ее выращивают. Как обычно в последнюю очередь посеют гречиху, время которой еще не приспело.
В начале марта известные эксперты российского и мирового зерновых рынков Владимир Петриченко и Дмитрий Рылько, выступая на традиционной Зимней зерновой конференции в Белокурихе, поделились прогнозами на будущий урожай в стране и Сибири в частности.
- Мы живем в эпоху, когда цены на зерновые неуклонно снижаются - это касается и пшеницы, и кукурузы, и ячменя, - напомнил гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. - Причины: борьба с инфляцией, рост стоимости кредитных средств, снижение платежеспособного спроса со стороны развивающихся стран. В результате сверхрекордного урожая в России и большого урожая в Австралии пшеницы на вывоз у семи крупнейших мировых экспортеров осталось больше, чем в 2022 году.
Резко изменились балансы зерна в Европе. В июле 2022-го конечные запасы пшеницы в ЕС оценивались в 11,6 миллиона тонн, а в феврале 2023 года - в 15,3 миллиона. Это влияет на ценовую ситуацию.
По данным специалистов ИКАР, валовой сбор пшеницы в России в сезоне 2022-2023 годов составил 104,4 миллиона тонн при внутреннем потреблении в 50,7 миллиона и экс-порте в 46 миллионов тонн. В нынешнем сезоне урожай пшеницы прогнозируется в 86 миллионов тонн (по негативному сценарию - 80 миллионов). А валовой сбор всего зерна в России, по словам Дмитрия Рылько, должен составить порядка 131,5 миллиона тонн.
По расчетам директора "ПроЗерно" Владимира Петриченко, урожай пшеницы в России можно ожидать на уровне 80-81 миллиона тонн, ячменя - 19,5, кукурузы - 14-15 миллионов тонн. В целом прогноз урожая зерновых в 2023 году колеблется в пределах 127-128 миллионов тонн. Из них 4,4-4,5 миллиона тонн должны собрать в Алтайском крае. Внутреннее потребление зерна, по мнению эксперта, вряд ли сильно трансформируется, поэтому экспортный потенциал в новом сезоне - 53-54 миллиона тонн зерновых, из которых 42 миллиона придется на пшеницу.
По мнению Владимира Петриченко, в нынешнем аграрном сезоне в стране произведут рекордные объемы подсолнечного масла - 6,35 миллиона тонн, экспорт должен составить 3,85 миллиона тонн. Прогнозный объем производства масличного льна в России в сезоне 2022-2023 годов - 1,8 миллиона тонн, а экспортный потенциал - 1,3 миллиона.
Владимир Петриченко подчеркнул, что одним из главных мировых трендов остается пальмовое масло, доля которого на мировом рынке масличных культур достигла 36 процентов. Эта ситуация влияет на другие рынки.
В Алтайском крае ожидания от нынешней посевной в целом были позитивные. На Зимней зерновой конференции Александр Чеботаев, бывший министр сельского хозяйства региона, а ныне председатель правления краевого Союза предприятий агропромышленного комплекса, выразил уверенность в том, что весенне-полевые работы должны пройти без особых проблем. С ним согласились многие сельхозпроизводители, но с оговоркой: посеять - не вопрос, но дальше могут возникнуть проблемы. Главная причина в том, что в крае сложился существенный профицит зерновых и масличных культур, а с вывозом этой продукции в нынешних условиях есть трудности. "Мы можем получить переходящие остатки в 2,5 миллиона тонн, и это создаст, мягко говоря, некомфортные условия для наших сельхозтоваропроизводителей", - предсказал Александр Чеботаев.
Об этом же алтайские аграрии говорили в апреле этого года на круглом столе в Барнауле. Обычно осторожный в оценках председатель Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края Александр Балаков заявил, что ситуация создалась фактически безвыходная, единственный путь решения проблемы - возобновление экспорта сельхозпродукции.
- Никогда я не выступал так критически, но сегодня понимаю: если не будут приняты срочные меры, Сибирь окажется в серьезном кризисе. Растет тревога из-за цен на продукцию будущего урожая и внушительных переходящих запасов. Я не знаю, какая культура будет востребована. Даже по приблизительным подсчетам, в России останется 40-45 миллионов тонн пшеницы, а это в два раза больше, чем в предыдущие годы, - отметил он.
По словам Александра Балакова, в апреле стоимость тонны пшеницы 3-го класса опустилась до десяти тысяч рублей за тонну (два месяца назад она составляла 12,5 тысячи). Рухнули цены на гречиху, которая всегда выручала многих аграриев: в 2022-м она продавалась по 49-52 тысячи рублей за тонну, в этом - в среднем за 19 тысяч. Нет высокого спроса на ячмень и горох. Цена на подсолнечник снизилась в 2,8 раза - до 21 тысячи рублей за тонну. Схожая ситуация и с рапсом: в 2022-м цена держалась на уровне 49-52 тысяч рублей за тонну, а в январе-феврале 2023 года упала до 29 тысяч. В апреле шли вверх только цены на чечевицу.
По общему мнению аграриев, возникла острая необходимость в изменении механизма экспортной пошлины зерна, который в его нынешнем виде может погубить производство и экспорт российского зерна. Введение пошлины в декабре 2020 года стало вынужденной мерой, и сельхозтоваропроизводители были уверены, что ее вскоре отменят. Но этого не случилось. В итоге стоимость зерна в хлеборобных регионах страны заметно упала, а цены на хлебобулочные изделия ощутимо выросли.
Согласно оценке Российского зернового союза, аграрии из-за действия пошлинного механизма недополучили один триллион рублей, что значительно сократило их технологические возможности и попутно нанесло удар отечественному сельхозмашиностроению. Кроме того, после введения пошлин и квот на российское зерно увеличились посевные площади пшеницы у главных конкурентов - США, Канады, стран ЕС. Одновременно выросли посевы пшеницы в традиционных странах-импортерах - Узбекистане, Иране, Турции, Азербайджане. Все это неизбежно приведет к падению спроса на российское зерно.
Между тем
Независимые эксперты и чиновники минсельхоза РФ подсчитали, что к началу нового сельскохозяйственного года, который наступает 1 июля, остатки прошлогоднего зерна составят около тридцати миллионов тонн - вдвое больше, чем в 2022-м. Таков результат административного давления на рынок пошлинами и квотами. Огромные переходящие остатки будут серьезно влиять на цену нового урожая.