На странице "ВКонтакте" Центра управления регионом каждое второе-третье обращение с просьбой "подмести", "убрать мусор, смет с обочин дорог". Ежедневно, согласно отчетам дорожно-эксплуатационных учреждений города, с магистралей и улиц вывозят свыше 500 тонн смета и грязи. В уборке задействовано 110 единиц техники в дневную смену и 115 - в ночную. Однако результаты не везде заметны.
В комиссии Законодательного собрания Новосибирской области по экологии полагают, что к решению проблемы нужно подойти комплексно. Для этого необходимо модернизировать государственную сеть систем мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в Новосибирске.
Как сообщила на заседании комиссии заместитель начальника главного управления Западно-Сибирского гидрометеоцентра Ирина Изотова, анализ проб в областном центре осуществляется три-четыре раза в сутки по двенадцати загрязняющим веществам - пяти основным и семи специфическим (фенол, формальдегид, фтористый водород, аммиак, сероводород, углесодержащий аэрозоль, бензоперин, тяжелые металлы). По информации специалиста, случаев высокого и экстремально высокого загрязнения в городе в последние годы не зафиксировано. Тем не менее отмечается рост содержания загрязняющих веществ.
Так, по данным Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, в атмосферу Новосибирска от стационарных источников в 2021 году поступило около 79 тысяч тонн загрязняющих веществ, что на шесть тысяч тонн больше, чем в 2020-м. По данным экологов, наибольший вклад в загрязнение воздуха вносят автомобили, ТЭЦ, промышленные предприятия и печное отопление частного сектора.
Заместитель председателя профильной комиссии Ярослав Фролов отметил, что данные мониторинга позволяют принимать управленческие решения по формированию комфортной городской среды.
- У нас должно быть понимание того, насколько данные объективны. Это аргумент для выделения федеральных средств на решение проблемы, - подчеркнул депутат.
Для качественного мониторинга нужно современное оборудование. Однако в Новосибирске сеть стационарных пунктов наблюдения (ПН) за качеством атмосферного воздуха давно устарела. Она была сформирована еще в восьмидесятых годах прошлого столетия и состоит из десяти пунктов, из которых только на четыре есть правоустанавливающие документы. Остальные относятся к временным постройкам, которые в любой момент могут быть снесены или перемещены, если земельные участки, на которых располагаются ПН, потребуются для иных целей.
"Данные посты находятся под угрозой закрытия", - подтвердила Ирина Изотова. Так произошло в быстро растущем и насыщенном предприятиями Октябрьском районе. Сейчас там нет ни одного ПН. Когда-то был один пункт, но потом его перенесли, а позже и вовсе ликвидировали. Для него не нашлось свободного участка земли.
Кроме того, расположение ПН не соответствует нынешнему развитию города, отметила председатель комитета охраны окружающей среды мэрии Новосибирска Мария Сидорова. Существующие посты появились в то время, когда город был меньше, c другой структурой застройки. Поэтому сейчас необходима оптимизация расположения постов.
По информации заместителя министра природных ресурсов региона Юрия Марченко, Новосибирску требуется как минимум шестнадцать ПН. Установка одного автоматизированного стационарного поста оценивается в 6,5 миллиона рублей. Ежегодные расходы на содержание поста, его охрану составят 2,9 миллиона рублей. Кроме постов, нужны химико-аналитическая лаборатория и лицензирование деятельности, а это тоже затраты.
- Модернизация системы мониторинга требует дополнительного финансирования. Необходимы как минимум еще пять постов, нужна модернизация оборудования, чтобы мониторинг можно было проводить в автоматическом режиме и получать информацию не раз в два дня, а каждые двадцать минут. Для того чтобы получить средства федерального бюджета на развитие системы мониторинга окружающей среды, требуется выполнить ряд подготовительных работ, - сообщил Ярослав Фролов.
В частности, мэрии нужно актуализировать права на земельные участки, на которых установлены пункты наблюдения, определить дополнительные участки, где в перспективе можно размещать ПН. Также следует оптимизировать сеть пунктов мониторинга, чтобы она соответствовала актуальному городскому ландшафту - в частности, современной застройке и расположению промышленных предприятий и ТЭЦ.
- Тема состояния окружающей среды и атмосферного воздуха все время в нашей повестке. Она требует комплексного подхода. Например, город Искитим по итогам отбора 2022 года стал участником проекта "Чистый воздух" и получит федеральные средства на улучшение экологической обстановки и снижение выбросов опасных загрязняющих веществ. Но почему Новосибирск не может стать участником программы? - отметил председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству Совета депутатов Новосибирска Игорь Кудин.
В конце мая этого года депутаты должны вернуться к рассмотрению проблемы и решить вопрос с финансированием сети мониторинга. Хотя, как иронизирует депутат регионального парламента Сергей Титков, "в нашем городе никакого мониторинга не нужно, достаточно выйти на улицу и глотнуть пыли".
- Этот вопрос можно решить качественной уборкой улиц. Надо убрать песок и реагенты, которые насыпали на дороги за зиму, и будет воздух чище, - уверен депутат.
На оперативном совещании в правительстве Новосибирской области губернатор Андрей Травников обратил внимание на культуру производства во время ремонта теплосетей и других инженерных коммуникаций. Как известно, "разрытия" не только доставляют неудобства горожанам, но и серьезно загрязняют улицы. Кроме того, разрытыми дороги могут стоять по два месяца, а после работ вместо асфальта и газонов остаются комки грязи. "Важно, чтобы жители городов и поселков воспринимали это не как непонятные раскопы, а как нужную и хорошо организованную работу", - подчеркнул глава региона.
Между тем
Согласно постановлению правительства РФ N709 от 6 мая 2023 года, предприятия топливно-энергетического комплекса в двенадцати городах - участниках федерального проекта "Чистый воздух" могут получить льготные кредиты на мероприятия по снижению объемов вредных выбросов в атмосферу. Как отмечено на сайте правительства РФ, ставка по таким кредитам составит три процента годовых, а разница будет субсидироваться государством до конца 2024 года. Льготные кредиты доступны для предприятий, расположенных в том числе в Красноярске, Новокузнецке, Норильске, Омске. В этих городах с 2019 года проходит эксперимент по квотированию вредных выбросов в атмосферу. Предполагается, что в 2023-2024 годах общий объем субсидирования льготных кредитов может составить 3,4 миллиарда рублей.