18.05.2023 14:58
    Поделиться

    Как уральские компании организуют бизнес-стажировки

    Некоторые компании Среднего Урала помимо основной деятельности организуют бизнес-стажировки в разных форматах: это может быть бесплатная экскурсия на предприятие, знакомство с его внутренней "кухней" на коммерческой основе или участие в сообществе. Цель таких практик заключается не только в обмене опытом с коллегами по цеху, но и в формировании среды профессионалов.

    Так, в одном из уральских банков стажировки для предпринимателей проводят уже 4,5 года. Все началось с того, что сотрудники кредитной организации захотели ознакомиться с опытом других компаний в найме персонала, выстраивании команды, и этот интерес оказался взаимным. Как рассказывает коуч холакратии банка "Точка" Дарья Боровикова, сперва они просто приглашали гостей, но поскольку их количество росло, запустили коммерческий продукт "бизнес-стажировка". И он оказался весьма востребован.

    - Когда я решил исследовать рынок быстрого открытия счетов онлайн, одним из банков, чей менеджер приехал ко мне, была "Точка". Тогда я узнал, что эта команда работает на принципах холакратии, и удивился, что такая компания есть в России. Из-за пандемии ждать стажировки в Екатеринбурге пришлось два года. Мы побывали в офисах банка, на реальных встречах сотрудников, увидели, как они разрешают спорные ситуации, - поделился в отзыве руководитель одной из компаний-участников Евгений Дойна.

    Включение в среду длится три дня и стоит от 150 тысяч рублей с человека (проживание и перелет организует принимающая сторона, которой проведение стажировок приносит даже некоторую прибыль). Банк устраивает в год три-четыре таких погружения для 20-30 человек. В уральскую столицу приезжают бизнесмены из крупных городов и зарубежья, которым хочется увидеть в действии непривычную пока для большинства компаний систему управления - лишенную иерархии, построенную на деятельности самоорганизующихся команд, узнать об используемых здесь HR-технологиях и т. д.

    Платную практику в компании устраивают и в сети фитнес-клубов BrightFit. С 2020 года там собирают игроков отрасли, чтобы познакомить их с базовыми процессами: работой отделов маркетинга, продаж, фитнес-департамента, цифровизацией и операционным менеджментом. Двухдневные стажировки проходят раз в квартал, их стоимость - от 15 тысяч рублей за одного участника до 30 тысяч за троих (в зависимости от состава группы). Бонусом предоставляется скидка на бронирование отеля.

    Обмен информацией способствует развитию рынка, уверены организаторы стажировок

    - Стажировка дороже билетов на отраслевые мероприятия, обучения в среднем на 15 процентов, ведь мы обеспечиваем глубокое погружение в бизнес-процессы. Интересов для нас здесь несколько. Во-первых, коммерческая выгода, во-вторых, обмен опытом с коллегами и открытость. Наконец, продвижение бренда оператора фитнес-услуг, в том числе на рынке труда - для управленцев, - говорит продюсер бизнес-стажировок Илья Коноплев.

    По его словам, на участие в таких программах BrightFit уже очередь, так как это одна из крупных сетей, эффективно работающая на собственных технологиях. Ее клубы открыты по всей стране, а управляющая компания находится в Екатеринбурге. Кроме того, уральцы создали в интернете отраслевое сообщество, позволяющее задавать вопросы и решать проблемы в режиме реального времени, ежегодно организуют и конференции для коллег.

    Между тем некоторые компании делятся информацией о своих находках и методах работы безвозмездно. К примеру, в "Жизньмарте" организуют такие стажировки по запросу - они проходят раза четыре в год. Участникам демонстрируют систему сопровождения партнеров, IT-систему учета товаров и многое другое, рассказывает сооснователь сети директор по франчайзингу Ксения Лысенко.

    - Главная задача стажировки - максимально раскрыть, как организованы разные процессы. Так, недавно в ней поучаствовал клуб предпринимателей. В течение дня они углубились в сферы операционного управления, франчайзинга, изучили бизнес-модель и взаимодействие с сотрудниками, - отмечает Ксения. - Наша цель - создание комьюнити, а также развитие HR-бренда и продвижение франшизы "Жизньмарт".

    Чтобы получить новый опыт, некоторые предприятия сами инициируют стажировки своих сотрудников. Так, "Атомстройкомплекс" уже семь лет делает это в формате урбантуров: целая делегация, состоящая из проектировщиков, маркетологов, девелоперов и руководителей проектов выезжает в районы новой застройки и редевелопмента в городах России и даже за границей.

    - Эти туры мы организуем сами для себя: нам важно не только посмотреть чужие объекты, но и наладить коммуникацию с людьми, которые генерируют продукт, обсудить с ними профессиональные вопросы, тенденции. Наши специалисты сравнивают материалы, планировки, качество инженерных решений, функциональность, архитектуру и подходы к продажам. Урбантуры также имеют командообразующий эффект,- считает заместитель директора компании Надежда Абакумова.

    В свою очередь, уральский застройщик проводит экскурсии по своим объектам для других российских организаций и принимает их специалистов на стажировку. Благодаря тому что в составе "Атомстройкомплекса" не только строительные подразделения, но и проектный институт, заводы стройматериалов, управляющие компании, гости могут увидеть весь жизненный цикл продукта - от идеи до возведения здания и его эксплуатации. Такой обмен информацией способствует развитию рынка, уверены уральские строители.

    - Нам в "Точке" интересно развивать стажировки, чтобы делать мир удобным для бизнеса. Зачастую предпринимателям нужна помощь не только в виде цифровых сервисов или банковских услуг, но и консультации, как лучше организовать работу, - утверждает и лидер круга "Стажировка" Дарья Боровикова. - Поддерживающие сообщества для того и нужны: огромное количество предпринимателей сейчас устраивает коллаборации и делится разными практиками.

    Кстати

    Изучить внутреннюю кухню бизнеса, будь то крупная коммерческая структура или стартап, можно и через предпринимательские сообщества. К примеру, автор известной книги по менеджменту основал "Менеджерское братство", куда можно вступить по разным тарифам - бесплатно или за 30-50 тысяч рублей за полгода-год. В итоге резиденты получают доступ ко всем событиям сообщества, чату единомышленников и могут поучаствовать в бизнес-стажировках с экспертами - их стоимость обычно в пределах 20-35 тысяч.

    Поделиться