Кроме того, минпромторг собирается освободить от акциза КамАЗ, Тихвинский вагоностроительный завод, Ижсталь (также входит в "Мечел"), Электросталь и Петросталь, НПО "Лаборатория специальных сталей и сплавов" и другие. Таким образом, перечень получивших преференцию компаний, утвержденный в июле 2022 года, куда первоначально были включены четыре машиностроительных предприятия и два металлургических, планируют расширить до 20.
Напомним: акциз на сталь ввели с начала 2022 года. Он был призван перенаправить сверхприбыли металлургов, полученные благодаря хорошей для них рыночной конъюнктуре, в бюджет. Акциз определили в размере 2,7 процента от среднемесячной экспортной цены слябов в морских портах юга России. При этом из-под действия документа выводились предприятия машиностроения и ОПК, которые выплавляют сталь для собственных нужд, а также производители спецсталей, если их объемы не превышают 300 тысяч тонн в год (в апреле 2022-го председатель правительства Михаил Мишустин поручил профильному ведомству начать формирование перечня освобожденных от уплаты предприятий).
Однако после начала СВО изменившийся валютный курс сделал невыгодным экспорт металлургической продукции, крупные игроки поставили этот вид деятельности на "стоп", жалуясь на резко упавшую доходность и предлагая вовсе отменить акциз. Особенно активно выступал за это южноуральский бизнес. Например, на заседании правления челябинского Союза промышленников и предпринимателей (СПП) в июне прошлого года председатель совета директоров Магнитогорского меткомбината Виктор Рашников заявил: сократившаяся до минимума рентабельность поставила под угрозу выполнение большой инвестиционной программы.
Представители отрасли мирились с новым сбором, пока позволял накопленный запас прочности, но дальше СПП выступил за корректировку фискальной меры. Промышленники региона и ряд депутатов Госдумы высказались за возврат прежней системы изъятия сверхприбыли - экспортных пошлин, выразив уверенность, что такой поворот благотворно скажется не только на финансовом состоянии системообразующей отрасли Урала, но и пойдет на пользу машиностроению, строительному сектору, другим потребителям металла, а также поддержит фондовый рынок - ростом котировок ценных бумаг металлургических компаний.
Обсуждение проблемы продолжилось в июле в Магнитогорске с участием спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. По ее словам, акциз ввели в сложной обстановке пандемии, чтобы поддержать государство. Но ситуация действительно уже иная: вынужденное сокращение рынков сбыта и потребления внутри страны делают логичным возврат к этому вопросу.
- Может, стоит подойти индивидуально. Магнитка, вкладывающая средства в развитие производства и города, требует одного подхода. Компании, которые выводят деньги в офшоры, - другого, - поделилась своим видением Матвиенко и сообщила о готовности проинформировать руководство страны о предложениях металлургов и выразила надежду, что на это последует реакция со стороны правительства.
Нынешнее решение расширить круг освобожденных от выплат предприятий, по сути, является развитием прошлогодней ситуации. Однако самые крупные комбинаты по-прежнему остаются вне списка "льготников", и эксперты находят этому объяснение: преференции направлены на поддержку ОПК, что сегодня наиболее актуально. Вместе с тем из-за дефицита казны правительство и так было вынуждено в этом году собирать добровольные взносы от бизнеса, поэтому полная отмена акциза вряд ли вероятна в ближайшее время.
Тем не менее СПП региона положительно оценивает принятое решение.
- Промышленники приветствуют всякое снижение налоговой нагрузки на предприятия, поскольку высвободившиеся денежные ресурсы можно направить на модернизацию производства, пополнить оборотные средства или потратить на другие нужды, - подчеркивают в союзе работодателей. - Автомобильный завод "Урал" напрямую соответствует заявленным в постановлении правительства критериям, так же, как и "Уральская кузница" и ЗМЗ, выпускающий продукцию из специальных марок стали, в том числе и для авиапрома. Конечно, хотелось бы, чтобы предприятия освободили от уплаты акциза еще год назад, но у российского правительства были на этот счет свои соображения.
Справка РГ
По данным министерства финансов Челябинской области, на которые ссылаются в СПП, компании Южного Урала по итогам 2022 года перечислили в бюджет 1,8 миллиарда рублей по статье "акциз на жидкую сталь".