Как рассказал читатель "РГ", мошенники списали кредитные деньги с его карты. Перед этим, по его словам, банк несколько раз увеличивал кредитный лимит без дополнительных уведомлений. Вероятно, сообща могли действовать как минимум двое. Один из них в банке увеличивал лимиты по кредитке, а второй тут же списывал деньги. Кто в этой ситуации пострадавшая сторона, как найти злоумышленников и за чей счет возместить ущерб, разбираются компетентные органы. Но сам по себе действующий механизм увеличения лимитов допускает возможность новых злоупотреблений.
Как пояснили "РГ" в Банке России, законодательство не запрещает банкам изменять лимиты по кредитным картам по соглашению сторон, а также указывать порядок изменения лимита в условиях кредитных договоров. Таким образом, законодательство позволяет на преддоговорной стадии согласовать условия, при наступлении которых кредитный лимит может быть увеличен.
Клиенту при подписании договора рекомендуется внимательно его изучить и при несогласии с какими-либо условиями договора отказаться от его заключения.
"Вместе с тем, поскольку изменение лимита кредитования по договору потребительского кредита может негативно отразиться на платежеспособности и финансовом положении заемщика, Банк России считает, что новый лимит кредитования должен предварительно согласовываться банком и заемщиком", - отметил представитель регулятора.
В информационном письме, изданном в феврале 2022 года, Банк России уже рекомендовал банкам учитывать это при заключении и изменении кредитных договоров. По мнению регулятора, у заемщика должна быть возможность отказаться от изменения лимита кредитования.
Специалист компании F.A.С.С.T. по противодействию финансовому мошенничеству Дмитрий Дудков отмечает, что как только злоумышленники получают доступ к учетной записи клиента или воздействуют на жертву с помощью социальной инженерии, они ищут возможность похитить как можно больше денег. "Попытки мошенников украсть деньги как на депозите, так и кредитном счете - не являются чем-то новым. Не редки случаи, когда преступники также брали кредиты от имени жертв", - указал он.
Банки обычно сообщают клиентам об изменении кредитных лимитов через смс-сообщения, push-уведомления. Также клиент может отказаться от увеличения кредитного лимита - это можно сделать сразу после получения соответствующего сообщения от банка, напоминает эксперт.
По мнению экспертов, справиться с такой ситуацией и остудить пыл злоумышленников помогут законодательные инициативы регулятора. Например, внедрение механизма самозапрета на взятие кредитов и возмещение банками списанных мошенниками со счетов средств клиентов.
Кредитные карты давно стали удобным платежным инструментом. Однако пользоваться кредиткой нужно правильно, чтобы не только обеспечить свои текущие потребности, но и не стать жертвой мошенников, предупреждает доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Мери Валишвили.
Несмотря на всю привлекательность и простоту использования кредитной карты, мошенничество с картами (кардинг) является острой проблемой на протяжении ряда лет. При этом следует различать мошенничество, осуществляемое без ведома гражданина, завладение его персональными данными, и мошенничество, совершенное посредством социальной инженерии. В первом случае речь идет, например, об оформлении микрозайма или потребкредита на гражданина с использованием его паспортных данных.
Бороться с этим позволит принятие законопроекта о самозапрете на оформление кредита, который можно будет оформить через портал госуслуг. Самозапрет отобразится в кредитной истории гражданина и начнет действовать спустя семь дней после подачи заявки.
Второй случай - мошенничество при помощи средств социальной инженерии, т.е. когда гражданин самостоятельно передает деньги или свои персональные данные мошенникам, поддавшись на их уговоры. В этом случае вернуть средства будет возможно, только обратившись с заявлением в правоохранительные органы по основаниям статьи 159.3 Уголовного кодекса РФ, поясняет Валишвили.
Эксперт проекта Народного фронта "За права заемщиков" и платформы "Мошеловка" Алла Храпунова предполагает, что самозапрет введет лишь очень небольшое количество пользователей, поскольку огромное количество людей пользуется кредитами и займами на постоянной основе.
"Останавливаться только на введении самозапрета, безусловно, нельзя. И уже сейчас надо продумывать дополнительные методы защиты. Но все же не может быть постоянного ограждения населения от мошенников с позиции заградительных мер, ведь перечень их не безграничен. Очень важным является осознанность самих потребителей финансовых услуг. К сожалению, часто мы видим необдуманные поступки людей", - заключила эксперт.