К лесным пожарам в некоторых регионах присоединились горящие торфяники

Уральцы ждут дождя как спасения от лесных пожаров и горящих торфяников. Но до конца мая осадков не будет. Запах гари и смог уже накрыли Екатеринбург. Роспотребнадзор рекомендовал жителям региона сократить время пребывания на улице, использовать респираторы и маски.
В старинном татарском селе Юлдус погибло семеро человек. Жители не верят, что ничего нельзя было сделать.
В старинном татарском селе Юлдус погибло семеро человек. Жители не верят, что ничего нельзя было сделать. / Валентина Пичурина

Больницы перешли на усиленный режим работы - они круглосуточно оказывают помощь людям с болезнями легких. С огнем отчаянно сражаются пожарные и волонтеры.

"Торфяные пожары возникли как следующая стадия лесных. Они горят под землей, до поры до времени. Судя по всему, нам предстоит тушить торфяники все лето", - рассказал Антон Гузеев, который уже несколько лет добровольно помогает спасать уральские леса.

С тем или иным масштабом бедствия ситуация повторяется из года в год. Тушить осушенные торфяники особенно трудно, объясняет ландшафтный дизайнер Юлия Сорокина: "И хотя болота играют важную регулирующую функцию для экосистем всей планеты, невозможно строить новые городские объекты и не осушать при этом торфяники. Но тогда надо перераспределять воду для предотвращения торфяных пожаров". Как, например, собираются сделать при благоустройстве микрорайона Солнечный, который часто тонет в дыму горящих торфяников. Здесь планируют так устроить систему ливневой канализации, чтобы вода собиралась в специальных резервуарах и по мере необходимости увлажняла окружающий жилые кварталы торфяник.

"На территории Тверской области, - поделился опытом доктор технических наук Тверского государственного технического университета Юрий Женихов, - мы реализовали проект, где 16 тысяч га уже оборудованы земляными перемычками. Они удерживают воду на осушенных каналах. Такой же опыт реализует Пермский край в Краснокамском районе вдоль федеральной трассы. Это 1600 га. Результаты будут видны уже через три-шесть лет".

Кажется, банальная истина: ничто так лучше не лечит, чем профилактика болезни. Но с пожарами не везде она берет верх. Можно, конечно, все списать на жаркую сухую погоду. Но неужели так трудно заранее заметить, что по весне в регионах то тут, то там - заросли сухой травы, которую перестали скашивать. А во многих населенных пунктах нет минерализованных полос между лесом и жильем.

"Говорили, вся область теперь под видеокамерами, дым с вышек увидят издалека. Где они, ваши камеры? Где мониторинг?" - неожиданно резко отреагировал курганский сельчанин на нашу просьбу рассказать о пожаре. В области огнем уничтожено 612 жилых домов, 21 человек погиб - эти данные приведены в докладе главы МЧС Александра Куренкова на совещании у президента.

И люди все чаще задаются вопросом: почему не предотвратили трагедию? Нервный накал людей понять можно. Первый шок после страшного пожара в Юлдусе немного прошел, но внутри еще все кипит.

"От нас в нескольких километрах находится деревня Плоская, - рассказывает Родалина Абсалямова из Юлдуса. - Когда я увидела в той стороне клубы дыма, начала звонить на 112, в МЧС, пожарным. "Ничего страшного, - отвечает дежурная. - Вся Курганская область горит". Представляете? Ничего страшного! А ведь село еще можно было спасти, если б отсекли огонь от Плоской".

Нам предстоит тушить торфяники все лето, считает Антон Гузеев, который уже несколько лет добровольно помогает спасать уральские леса

Некоторые жители упрекают местные власти в том, что не сработала система оповещения эвакуации. Тревожная кнопка находится на муниципальном пожарном посту. Но нажать на нее, как оказалось, было некому: пожарные тушили деревню Мишагину, что в 15 километрах от Юлдуса.

"Пора уже подумать об укреплении пожарной безопасности в современных условиях, - говорит завуч местной школы Гульсима Байтерякова. - Только спецтехникой, особенно при верховом огне, уже не обойтись. Нужны более совершенные технологии. Для профилактики на каждый округ должен быть хотя бы вертолет. Нужна федеральная программа".

Для погорельцев освободили первый этаж местной школы, на втором идут занятия. Фото: Валентина Пичурина
Комментарий

Сергей Залесов, профессор Уральского государственного лесотехнического университета:

- Мы сегодня говорим, наша гордость - волонтеры. И они действительно герои. В Свердловской области помогали тушить пожары шесть тысяч добровольцев.

Но давайте вдумаемся, многие с пятилитровыми бутылками заливали пожары. А ведь мы в XXI веке живем! Неужели нельзя в деревнях сделать запас средств пожаротушения. Минимальные затраты, а эффект был бы колоссальный. Вот горел недавно поселок Оус в Свердловской области. Одновременно с Сосьвой. Школьники вышли на улицу. Пацанята, почти 40 человек, ведра похватали и начали тушить. Они ребята-то деревенские, знают, к чему это может привести. Совсем маленькие девочки по два ведра таскали. Но ведь это же неправильно, должно же быть в поселке хоть что-то, чем можно было вооружить людей для тушения. Я не обвиняю никого, но давайте начнем думать.

Нам сейчас кажется, что пик прошел. Но это не так. Впереди большие торфяные пожары. Сушь стоит, дождей нет. На Урале эти пожары будут на сто процентов точно. И чадить они будут страшно, людям будет нечем дышать. И мы опять будем кричать: "Ну как так?!". Пожары очень коварны. Если мы не будем ничего делать загодя, так и будут выгорать деревни и гибнуть люди.