На это вполне можно было бы не обращать внимания, но создается негативный новостной фон, который может повлиять на других участников сделки ОПЕК+. Россия заявила о добровольном сокращении добычи нефти на 500 тыс. баррелей в сутки с марта этого года. С мая к начинанию присоединились некоторые другие страны ОПЕК+. Суммарный объем снижения производства должен составить - 1,66 млн баррелей в сутки.
Сокращение добычи выгодно нам, поскольку поддерживает нефтяные котировки и способствует уменьшению дисконта российских сортов нефти к эталонному сорту Brent. Разлад в ОПЕК+ совсем не нужен России и выгоден странам-импортерам, в первую очередь ЕС и США.
С апреля этого года Росстат перестал публиковать официальную статистику о нашей добыче, что только усилило подозрения в невыполнении Россией заявленных планов. После первых публикаций в СМИ об этом, вице-премьер Александр Новак заявил, что в апреле Россия вышла на целевой уровень сокращения, а рост морского экспорта нашей нефти нивелируется снижением трубопроводных поставок за рубеж. По-видимому, в это не очень поверили, к тому же статистики разных стран, компаний и агентств сильно отличаются друг от друга.
Россия обязалась сократить добычу от уровня февраля, который был озвучен официально - 10,2 млн баррелей в сутки, то есть - до 9,7 млн баррелей. Как отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, несмотря на разницу в оценке абсолютного объема добычи, большинство зарубежных источников указывают на то, что Россия все-таки сокращает добычу нефти. По данным Управления энергетической информации (EIA) минэнерго США, в феврале 2023 года добыча нефти в России составляла 11,11 млн баррелей в сутки, в марте - 10,86 млн баррелей, а в апреле 10,51 млн баррелей в сутки. Тем самым, сокращение добычи в период с февраля по апрель 2023 года составило 600 тыс. баррелей в сутки. Несколько иную оценку российской добычи приводит S&P Global Platts, в апреле 2023 года - 9,6 млн баррелей в сутки.
Здесь стоит уточнить, что у EIA речь идет о добычи нефти и газового конденсата, а у S&P Global Platts - только нефти. Доля газового конденсата в производстве нефти в России - 600-900 тыс. баррелей в сутки. Если отнять эти цифры от американских данных, то мы выйдем приблизительно на одинаковые уровни и близкие к последней опубликованной российской статистике.
Остается разобраться с растущим экспортом. В 2022 году по трубопроводу "Дружба" в Европу уходило в среднем около 800 тыс. баррелей в сутки. Из них почти 500 тыс. баррелей в сутки уходило по Северной ветке в Германию и Польшу, но в феврале 2023 года поставки российской нефти по этому маршруту прекратились полностью. По Южной ветке "Дружбы" (чуть менее 300 тыс. баррелей в сутки) прокачка продолжается, хотя и немного снизилась, примерно на 30-40 тыс. баррелей в сутки. Выпадающие объемы трубопроводного экспорта по обеим веткам мы вполне можем отправлять за рубеж морем.
До санкций в среднем мы продавали за границу около 4,5-4,6 млн баррелей нефти в сутки. В апреле 2023 года морские отгрузки составили - 3,76 млн баррелей в сутки, согласно данным S&P Global Platts. С учетом Южной ветки "Дружбы" и трубопроводных поставок в Китай (максимальная мощность прокачки в Поднебесную - около 600 тыс. баррелей в сутки), наш экспорт сейчас находится на уровне не выше 4,61 млн баррелей в сутки. То есть в этом году мы действительно вышли на досанкционный уровень экспорта. Но февральский уровень добычи нефти (от которого мы отсчитываем сокращение) был 10,2 млн баррелей в сутки, а средний уровень добычи (без газового конденсата) в 2021 году был 9,6 млн баррелей в сутки (по данным ОПЕК), - даже чуть ниже, чем на который должна выйти Россия после сокращения. А это означает, что отечественные компании при таком уровне добычи вполне могут суммарно экспортировать указанные объемы нефти.
Кроме того, как отмечает главный аналитик "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексей Кокин, сокращение добычи не обязательно означает снижение экспорта. При уменьшении объемов переработки нефти возможен и рост экспорта. В апреле-мае нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) часто уходят на сезонный ремонт, поэтому временное снижение российской нефтепереработки вероятно. Отдельный вопрос - потребление нефтепродуктов внутри страны. Здесь также нельзя исключать снижения, которое может уменьшить объем переработки. Также есть еще объемы экспорта по трубопроводам в КНР - еще одна переменная, входящая в это уравнение. Они попадают в китайскую статистику, но с опозданием, уточняет эксперт.
В результате получается, что Россия сейчас не только выполняет свои обязательства по сокращению добычи, но, возможно, даже немного перевыполняет их. Последний довод сторонников "российского нефтяного заговора", что снижение производства не ощущается на мировом рынке, не выдерживает критики. Целью сокращения было не поставить рынок на дыбы, а снизить дисконт на российскую нефть. Кроме того, 500 тыс. баррелей в сутки не такой большой объем для глобального рынка, а другие страны ОПЕК+ только в мае присоединились к сокращению добычи. Поэтому эффект от совместных действий альянса будет ощутим не раньше лета этого года.