Поделиться

    Почему регионы Черноземья опустились в рейтинге экономического развития

    Три черноземных региона: Белгородская, Курская и Липецкая области - стали лидерами падения в рейтинге социально-экономического развития за минувший год, по данным "РИА Новости". Сильнее других растеряла позиции Белгородчина: с 12-го места в позапрошлом году скатилась сразу на 21-е, чего не наблюдалось ни в прошедшую пятилетку, ни ранее. Занимавшая 20-е место Липецкая область перешла на 27-е, а Курская, закрепившаяся на 29-м, теперь на 35-й строчке.

    Один из важнейших показателей, отражающий и благосостояние региона, и его развитие, - доходы консолидированного бюджета и обеспеченность средствами казны. В 2021 году во всех трех регионах поступления в бюджет существенно выросли. Конъюнктура цен на металл позволила предприятиям горно-металлургического комплекса получать сверхприбыль и, как следствие, перечислять в казну сверхналоги. Однако уже год спустя, в переломном во всех отношениях 2022-м, металлургический источник доходов обмелел, и уже осенью минувшего года финансисты констатировали: пока в целом российские регионы увеличивают сбор налогов примерно на 15 процентов, Белгородская, Липецкая и Курская области входят в десятку субъектов, где доходная часть казны сокращается. В октябре аналитики приводили в качестве примера липецкое падение на 25 процентов, белгородское - на 18, курское - на 15.

    Такое развитие событий финансисты прогнозировали еще в 2021 году. Тогда в каждой из трех областей понимали: нужно не только отложить часть средств на будущее, когда доходы перестанут радовать беспрецедентно позитивными показателями, но и позаботиться о новых источниках пополнения казны. На одном из заседаний курирующий финансовый блок замгубернатора Белгородской области Владимир Боровик и вовсе напомнил о тех временах, когда регион перестал получать существенную сумму налога на прибыль горно-металлургического комплекса из-за создания консолидированной группы налогоплательщиков. Только в первый год ее работы из региона ушло семь миллиардов рублей: 10 лет назад эта сумма превышала десятую часть бюджетных доходов. Однако, несмотря на сложности, созданные прошлым законодательным решением, Белгородчина не только выполняла свои обязательства по социальному обеспечению населения, но и развивалась.

    Прошлую и нынешнюю ситуации нельзя сравнивать. Развитие регионов стало зависеть от умения оперативно и точно сделать ставки на определенные отрасли и предоставить им преференции, строительства новых предприятий и успешной работы уже существующих, инвестиционной активности и занятости людей. На благополучной в позапрошлом году Белгородчине решили развивать ту сферу экономики, внимание которой ранее доставалось по остаточному принципу, - туризм и гостеприимство. Массовые фестивали и благоустройство городов, гастрономические рекорды и акцент на развитие общественного питания... Все это привлекало и жителей региона, и его гостей, однако, насколько оказалось полезно экономике, пока посчитать сложно. С началом СВО акценты ожидаемо сместились.

    Липецкой области, где значительную часть инвесторов составляли иностранные компании, пришлось сложнее всех. Часть резидентов особой экономической зоны остановили производство в начале марта, и некоторые из них после покинули регион. Однако это ничуть не смутило липчан: на место ушедших пришли новые партнеры, причем инвестировали они в наукоемкие высокотехнологичные производства. Здесь даже открыли завод по сборке электромобилей, и теперь это тоже бренд аграрно-промышленного региона. Примечательно, что на липецкой земле стал формироваться целый машиностроительный кластер, и даже депрессивная площадка Липецкого тракторного завода обрела инвесторов, в том числе белорусских.

    Часть резидентов ОЭЗ "Липецк" остановили производство в начале марта, но на их место пришли новые партнеры

    На наукоемкие инвестиции сделали ставку и в Курской области. Глубокая переработка масла, а в перспективе - и зерна, развитие радио- и микроэлектроники, химического и текстильного кластеров - все это обеспечивается со стороны властей необходимой инфраструктурной поддержкой. Такая экономическая политика позволяет привлекать инвестиции и в уже развитый агропромышленный комплекс, где делают ставку на производство больших объемов продукции с высокой добавленной стоимостью.

    Ситуация в социальной сфере регионов тоже отразилась на результатах рейтинга. Хотя все три области сложно сравнивать, на Белгородчине и в Липецком регионе инфраструктура для комфортной жизни похожа: дворцы культуры и плавательные бассейны, ледовые арены и благоустроенные парки здесь создавались и модернизировались с завидной регулярностью. Курская область в этом отношении пока резко контрастирует с соседями. К примеру, в бассейн жители некоторых районных центров ездят на Белгородчину. Однако такой "эффект базы" заставляет курян больше вкладывать в социальную инфраструктуру, перечень строящихся объектов как регионального, так и местного значения - тому доказательство. Белгородские власти, в свою очередь, вложили средства в крымскую здравницу, готовятся создать аналог "Сириуса" и возвели два инфекционных центра, а липецкие - активно занялись совершенствованием уже развитой социнфраструктуры и ее созданием в строящихся микрорайонах.

    А как у соседей

    Калужская область также оказалась в числе лидеров падения. В самом регионе не согласны с такой формулировкой. "В целом рейтинг Калужской области в исследовании "РИА Новости" не снизился ниже среднероссийских значений и не сильно отклонился от занимаемых позиций на протяжении многих лет", - считают в правительстве региона.

    Однако статистика показывает сокращение в 2022 году в Калужской области объема услуг и отгруженных товаров. Спад в региональной экономике фиксировался уже в первой половине прошлого года: введение санкций не могло не сказаться на темпах развития экономики региона, на протяжении десятилетий являющегося лидером по привлечению иностранных инвестиций, причем преимущественно европейских. Пожалуй, самым негативным фактором стала приостановка весной прошлого года компаний автокластера: легковых автомобилей Volkswagen, Mitsubishi, Peugeot, Citroen и Opel, грузовиков Volvo. Ситуация в отрасли и сегодня остается сложной. Как пояснили "РГ" в Министерстве труда и соцзащиты Калужской области, в связи с введением санкционных мер более 40 предприятий региона вводили режим простоя для значительного количества работников - от 3,5 до 9,5 тысячи человек. В основном это предприятия автопрома и технологически связанные с ними заводы. К концу года под риском высвобождения оставались 6,6 тысячи работников. В то же время во многих других отраслях диверсификация экономики позволила добиться рекордных показателей роста: в производстве машин и оборудования (144,1 процента), обработке древесины (132,4 процента), лекарственных средств (130,4 процента), готовых металлических изделий (125,3 процента), производстве одежды (115,4 процента). "Регион по-прежнему занимает лидирующую позицию в ЦФО и России по объему промпроизводства, и в этом году ожидается три - пять процентов роста, - рассказали в профильном министерстве о перспективах развития региона. - В 2022 году на промплощадках Калужской области открыты четыре предприятия, в текущем году запланировано открытие восьми новых производств".

    Поделиться