По данным министерства, в первом квартале 2023 года в хозяйствах региона надоили 125,3 тысячи тонн молока, тогда как за аналогичный период 2022-го - 118,9 тысячи тонн. Однако фермеры не разделяют оптимизм аграрного ведомства. Они говорят, что производят молоко чуть ли не в убыток себе, так как оно сильно подешевело на рынке.
- Цена не упала, она рухнула. В начале апреля я продавал молоко базисной жирности по 35 рублей за литр. К концу месяца цена упала до 28. Себестоимость же литра - 26 рублей. Прибыли нам не хватает даже на то, чтобы оплатить коммуналку, - рассказал корреспонденту "РГ" представитель СПХ "Суворовское" из Предгорного района Павел Тимченко. - Наверное, будем сокращать поголовье. У нас ферма еще старого образца, требуется много ручного труда.
Он рассказал, что за месяц убытки составили миллион рублей. Государственная субсидия на производство молока покроет их, но будут ли еще подобные транши, неизвестно. Раньше на базе предприятия хотели открыть собственную переработку, но в нынешней ситуации денег на создание производства нет. Если она не изменится, то с животноводством хозяйству придется покончить и сосредоточиться на растениеводстве.
Лучше дела обстоят у тех фермеров, которые успели наладить переработку до кризиса на рынке. К таким относится, например, К(Ф)Х Кади Кадиева из Буденновского округа. Из своего молока в хозяйстве делают сметану, кефир, сливочное масло, йогурт и сыр. Продают продукцию в близлежащих районах.
- Перерабатываем около двух тонн молока в сутки - это практически весь наш надой. Сырого молока реализуем мало. Раньше продавали больше, но сейчас стало больше партнеров, которые покупают уже готовую продукцию. Раньше это было пять-десять магазинов, сейчас - 25. Также есть свои - фирменные магазины, - пояснил представитель хозяйства. - Когда приходится продавать молоко, тоже удивляемся низкой цене. Возможно, причина в том, что продавцов много, а покупателей мало.
Точные причины кризиса назвать сложно, заявил представитель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) в Ставропольском крае Сергей Колесников. При этом эксперт уверен: проблема системная, и если ее не решить, АПК будет ощущать последствия долгие годы.
- В период "большого молока" цена всегда падала. Но сейчас у фермеров часто отказываются принимать сырье даже по низкой цене, - говорит Колесников. - Большинство фермеров не работают напрямую с молокозаводами. К ним приезжают, по сути, перекупщики. А те сейчас отказываются забирать молоко, обосновывая это тем, что водители заболели или транспорт сломался. В итоге у производителей молоко может копиться два-три дня. Куда его в итоге девать? Хоть выливай.
Агрокомплексы более устойчивы к таким кризисам, добавляет Колесников. Запас финансовой прочности, современные технологии и автоматизация труда помогают им оставаться на плаву. Но чем меньше хозяйство, тем труднее приходится. В итоге именно небольшие подворья первыми станут сокращать поголовье. Производство молока там - круглосуточный ручной труд. И если игра не стоит свеч, то какой смысл ее продолжать?
Колесников говорит, что после массового забоя восстановить утраченное поголовье в регионе смогут лишь через несколько лет. И это при условии, что будет кому этим заниматься. Многие просто отправятся на заработки в город.
Эксперт добавил: чтобы понять причины кризиса, нужны серьезные исследования. Но уже сейчас можно отметить некоторые нюансы рынка. Так, если сырье упало в цене практически до себестоимости, значит, переработка обходится дешевле. Но при этом изменений суммы на ценниках в магазинах покупатели не заметили. По мнению эксперта, релевантное снижение цены в супермаркетах подстегнуло бы спрос и помогло бы отрасли выкарабкаться. Кроме того, падает покупательная способность населения и продукты из менее качественного сырья привлекают потребителей более низкой ценой. Хорошие товары не выдерживают конкуренции.
В теории преодолеть кризис помогла бы более развитая переработка в регионе. Не все К(Ф)Х могут позволить себе производственные мощности, помочь способна кооперация, которая, кстати, активно поддерживалась государством, в том числе и финансово. Но пока что движение в этом направлении идет медленно, отчасти потому, что совместные вложения в переработку требуют от фермеров доверия друг к другу. Но многие из них видят в этом попытку реанимировать колхозы и не торопятся кооперироваться, пояснил Колесников.
Стоит отметить: все собеседники корреспондента "РГ" считают, что региональный минсельхоз в курсе ситуации. В официальных сообщениях ведомства говорится, что в нынешнем году 29 сельхозорганизаций и семь К(Ф)Х получили на поддержку собственного производства молока 155,3 миллиона рублей. "Также для обеспечения стабильных объемов производства минсельхоз отслеживает ценовую ситуацию на рынке молока и молочных продуктов и оперативно реагирует с учетом складывающейся ситуации", - заявляет ведомство в своих пресс-релизах. Правда, как именно реагирует министерство и насколько эффективны его меры, в ведомстве прокомментировать не смогли.
"В настоящее время рынок ищет новый ценовой баланс. Снижение закупочных цен на сырое молоко мы наблюдаем с начала года, - сообщили корреспонденту "РГ" в Национальном союзе производителей молока. - В течение двух последних лет себестоимость его производства стремительно росла, это нашло отражение и в стоимости сырья - цена на литр была рекордно высокой. В то же время ситуация со спросом на готовую продукцию, к сожалению, все еще сложная. Покупательная способность населения не позволяет наращивать потребление при нынешних ценах. В результате переработчики вынуждены под давлением торговых сетей снижать цену поставки, что по цепочке приводит и к снижению цены закупки сырья. Кроме того, давление на рынок оказывают накопившиеся запасы, которые на 38 процентов больше, чем в тот же период прошлого года, и дешевый импорт из Белоруссии".
В организации добавили: чтобы снизить давление на рынок, бизнес предлагает дополнительные меры стимулирования внутреннего спроса, реализации накопленных запасов и наращивания экспорта. .
По данным министерства экономического развития Ставропольского края, в 2022 году производство молочных продуктов на региональных предприятиях выросло на 16 процентов и достигло 20,7 миллиарда рублей. В нынешнем году "молочки" произвели на три миллиарда рублей, что на 19,1 процента больше, чем в аналогичный период прошлого года. Увеличивается не только количество, но и ассортимент: заводы в Ставрополе и Невинномысске постоянно выпускают новинки.