Эрмитаж представил игрушки и дневники детей последнего царя

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал: "Эта очаровательная выставка - страшна". В Манеже Малого Эрмитажа представлены костюмы, дневники и игрушки детей Николая II.
Выставка воссоздает мир светлого детства маленьких Романовых и напоминает о его страшном финале.
Выставка воссоздает мир светлого детства маленьких Романовых и напоминает о его страшном финале. / Светлана Рагина/ государственный Эрмитаж

Выставка "ОТМА и Алексей. Дети последнего российского императора" подготовлена совместно с Госархивом и музеем-заповедником "Царское Село". Александровский дворец, входящий в состав музейного комплекса, был любимой резиденцией царской семьи и ее последним прибежищем. Именно отсюда Николая II с женой и детьми отправили на Урал, и конечной точкой этого путешествия стал Ипатьевский дом.

Однако для экспозиции выбраны мирные и светлые годы - с рождения первенца венценосной четы великой княжны Ольги до начала Первой мировой войны. Татьяна родилась через два года после Ольги, Мария и Анастасия - с той же разницей. В переписке они часто оставляли вместо подписи первую букву имени, отсюда в названии выставки - "ОТМА".

Девочки были дружны, нежно любили родителей, а болезненного цесаревича Алексея обожала вся семья. В Манеже оформление экспозиции переносит зрителей в дворцовые анфилады Царского Села.

Сюда входишь как на выставку мод. Витрины с костюмами дополняют фото и даже видео - фотография и кинематограф увлекали молодежь. В первой витрине представлены распашонки и платья для младенцев. Умилительны крохотные пинетки и кофточка - как рассказывает куратор выставки Юлия Плотникова, императрица любила и умела вязать.

Дальше - платья девочек: повседневные, парадные, вечерние. Они носили наряды одного фасона, скорректированные сообразно возрасту. Поэтому изнутри портные или горничные наносили метки: одна полоска - у Ольги, у Анастасии - четыре, по старшинству. Вечерние платья - из шелка на чехле, наряды для церемонии крещения Алексея - из серебряной парчи.

Крестильный гарнитур наследника занимает центральную часть выставки. Платье из серебристого глазета с кружевом. Из золотистого глазета сделано покрывало под купельную чашу и пышная подушка, на которой вместе с изящной кружевной подушечкой выносили младенца цесаревича во время церемонии.

Отличались у сестер мундиры - каждая в 14 лет становилась шефом полка. Ольга имела звание полковника 3-го Гусарского Елизаветградского полка, ее наряд - доломан из ярко-голубого сукна и красная юбка-амазонка. Татьяна - полковник 8-го Уланского Вознесенского полка, ее форма - мундир из темно-синего сукна с желтой вставкой и тоже юбка-амазонка. Марии как шефу 9-го Драгунского Казанского полка полагался мундир по типу кирасирских колетов.

В домашнем кукольном театре Романовых семь перчаточных кукол итальянской комедии дель арте имели сходство с членами семьи Николая II

Интересно разглядывать игрушки царских детей. У царевича Алексея белый, немецкой работы плюшевый медведь. Оловянные солдатики. Игрушечная пушка. Домашний кукольный театр - по легенде, семь перчаточных кукол итальянской комедии дель арте имеют сходство с членами семьи Николая II, включая Распутина, рассказала директор ГМЗ "Царское Село" Ольга Таратынова:

- Мы нашли его в Театре Образцова, я ездила туда и умоляла передать нам, в только создававшийся музей. Мы даже сделали для них копию, а подлинник теперь хранится на своем историческом месте.

Значительная часть выставки не такая зрелищная, но эмоционально даже более сложная - документы царской семьи. Неуклюжий рисунок Анастасии с пароходом, матросами и датой "10.08.1909", письмо Алексея: "Дорогой Папа! Мы без тебя играем в жмурки, в краски и в городки. Крепко люблю Тебя и целую!", дневники великих княжон. "Это часть нашей истории, которую всем нужно помнить. Этих детей, эту замечательную семью, которая попала в жернова истории - может, как раз потому, что она была такой хорошей, - подчеркнул Михаил Пиотровский. - Музеи существуют для того, чтобы хранить память, а память - это самое главное, что у нас есть".

Кстати

Выставку предполагалось сначала показать в Нидерландах на площадке Эрмитаж-Амстердам, но сейчас этот проект заморожен.