Законодатели хотят упростить процедуру закрытия въездов во дворы в зоне платного парковочного пространства путем установки шлагбаумов и других ограничительных средств. Ведь именно в незакрытых дворах зачастую паркуют в дневное время свои машины те, кто не хочет (или не может) платить 100 рублей за час стоянки в дневное время. Обитатели центра, по словам депутатов, поддерживают закрытие дворов. Поэтому парламентарии при содействии исполнительной власти намерены облегчить блокировку даже тех дворов, где жители до сих пор не провели межевание территории. Без него, а также без решения общего собрания собственников жилья установить шлагбаум не позволяют действующие правила благоустройства.
Однако в законодательной базе есть лазейки. "В федеральном законодательстве отмечено, что должен быть доступен проход через двор, а не проезд. Необходимо принять порядок, который позволит жителям согласовывать установку шлагбаума, оставив проход, который определяет закон, и перекрыв проезд", - заявила депутат Наталия Астахова, ранее возглавлявшая крупный муниципалитет в центре города.
В свою очередь глава профильной рабочей группы депутат Алексей Цивилев озвучил инициативу финансировать закрытие дворов из "сверхдоходов" от платной парковки и собираемых штрафов. От представителя Центра управления дорожным движением прозвучало предложение сдавать жителям участок под шлагбаум в аренду за один рубль, чтобы обойти отсутствие межевания территории. В итоге решили упростить процедуру закрытия дворов, проработав техзадание для нового порядка установки шлагбаумов.
Член Общественной палаты РФ, защитник прав автомобилистов Александр Холодов считает, что вопрос о закрытии дворов в зоне платной парковки носит больше эмоциональный, чем юридический характер - можно понять чувства тех, кто не может заехать во двор, где живет. Но в процессе его решения недопустимо нарушать законные права остальных граждан.
"Если территория двора целиком выкуплена жильцами, они могут закрывать и открывать ее по своему усмотрению, делать там платную парковку, сдавать ее под развешивание белья прачечным и так далее. Но большинство дворов в центре Петербурга все-таки не являются собственностью жильцов, а принадлежат городу, как проезжая часть и тротуары. Поэтому у других автовладельцев есть точно такое же право оставлять там свою машину, как и у жителей этих дворов. А закрытие таких дворов на шлагбаум является самозахватом территории", - подчеркивает автоэксперт. Рассуждения о "чужих машинах", о том, что "мы здесь живем и нам так удобно" в данном случае не имеют юридического значения.
По мнению Холодова, платные парковки обнажили проблему использования придомовых территорий. Дворы не приватизированы собственниками жилья, у них нет прав и обязанностей, поэтому за их содержание они ответственности не несут.
Тем временем городской комитет по транспорту сообщил о начале борьбы с автомобилистами, оставляющими свои транспортные средства рядом со станциями метро на длительный срок.
Первый рейд прошел у станций "Площадь Александра Невского - 1, 2", где несколько дней назад установили редко используемые запрещающие знаки 5.27 и 5.28 ("зона ограничения стоянки" и "конец зоны ограничения стоянки"). Они разрешают автомобилям находиться на обозначенной площадке не более пяти минут. Причиной появления этих знаков у вестибюлей названо обеспечение антитеррористической безопасности метро. На владельцев машин, нарушивших лимит стоянки под знаком, составили протоколы, предусматривающие штраф в размере 3000 рублей.
В ближайшее время такие же знаки появятся у станции "Улица Дыбенко" и у других вестибюлей с большим пассажиропотоком, пообещали в комтрансе. Напомним, что это же ведомство отвечает за развитие сети перехватывающих автостоянок у метро, помогающих добраться из спальных районов, не осложняя дорожную обстановку в центре. Проект продолжается уже почти два десятилетия, но за это время введено всего 20 "перехваток" общей емкостью чуть более 2000 машино-мест. Двадцать парковок на 72 станции подземки! Теперь же автомобилисты, готовые пересесть на метро там, где таких парковок до сих пор нет, рискуют получить штраф.
Последние действия комитета по транспорту заставляют вспомнить басню про Лебедя, Рака и Щуку, говорит Александр Холодов. "С одной стороны, давайте сделаем парковку более комфортной, чтобы автомобиль можно было оставить и ехать на метро, с другой стороны - автомобили пытаются отогнать от метро. Пусть определятся, чего они хотят: чтобы оставлял и ехал в метро, или чтобы ехал на автомобиле? А так получается, что власти борются с парковкой у метро, сводя на нет стимулирование поездок на общественном транспорте", - констатирует правозащитник.
В целом у городских властей нет понимания того, в каком направлении должна двигаться транспортная система Петербурга, считает Холодов. А без этого ни платная парковка, ни шлагбаумы, ни штрафы не помогут сделать ежедневное передвижение по городу комфортнее и безопаснее.