24.05.2023 08:20
    Поделиться

    Как медики защищают свою репутацию

    Недавно Свердловский областной суд вынес решение о взыскании с одной из районных больниц девяти миллионов рублей компенсации морального вреда родственникам погибшей после родов пациентки. Размер выплат беспрецедентен для Урала. Медучреждению небольшого городка такой финансовый груз не потянуть, помощь, скорее всего, придет из минздрава.

    О том, как не допустить подобных ситуаций и помочь больнице или конкретному врачу, корреспондент "РГ" поговорила с представителями медицинского и юридического сообщества. Председатель Медицинской палаты Свердловской области Диляра Медведская, директор этой общественной организации Галина Коновалова и юрист-партнер палаты Лолита Позднякова раскрыли алгоритм профессиональной и юридической поддержки врачей.

    Диляра Рашидовна, еще десять лет назад в штате даже крупной больницы был от силы один юрист, который отслеживал закупки, оформление документов. Сейчас при палате действует целый клуб, объединяющий 120 специалистов в области медицинского права. Для чего?

    Диляра Медведская: Профессия врача изначально предполагает риски. Как говорится, доктора не боги и не могут стопроцентно гарантировать благополучный исход лечения. Поэтому Медицинская палата изначально была нацелена на защиту врачей и медорганизаций. Это наша прямая задача.

    Но защищать следует не голословно, а обоснованно, с доказательствами на руках. Поэтому кроме профессиональной поддержки мы предполагали выстроить систему всесторонней юридической помощи - от правовых консультаций, приглашения адвокатов до привлечения экспертов, причем самых именитых, для оценки действий врача.

    Галина Коновалова: Спорные ситуации сопровождаются не только заявлениями в правоохранительные органы. Иногда это связано с претензиями со стороны страховых компаний, непосредственным обращением граждан в медицинское учреждение, где чаще всего требуется экспертиза, оформление документации. Кроме того, важно быть в курсе последних изменений в законодательстве. Все это требует правового сопровождения.

    При клубе юристов есть чат, где идет постоянный диалог между юристами - представителями клиник и практикующими. Буквально на днях вышло постановление правительства РФ, утвердившее правила оказания платных медицинских услуг. Законодательная база не менялась почти десять лет, и, понятно, даже главврачам сложно разобраться в нововведениях. Наш юрист Марина Агапочкина выложила документ в чат со своими комментариями и рекомендациями. Они станут основой для разработки внутреннего документа больниц, где все разложат по полочкам. Единая правовая позиция очень помогает работать в соответствии с новыми требованиями.

    Что больше востребовано, юридические консультации или правовое сопровождение после возбуждения уголовного дела?

    Диляра Медведская: Все. Всегда полезно посоветоваться с коллегами: в том ли направлении идем, решая поставленную задачу.

    Сейчас юристы клуба ведут 15 гражданских дел. На прошлой неделе в Асбесте начался судебный процесс по иску одной из пациенток к местной больнице. В медучреждении сразу решили подключить нашего более сильного специалиста, чтобы представить в суде полноценную доказательную базу.

    Далеко не каждый юрист свободно ориентируется в медицинском законодательстве. Где подбираете кадры?

    Лолита Позднякова: Запрос на обучение таких специалистов был очевиден, поэтому с недавних пор в Уральском юридическом университете открыта магистратура по медицинскому праву.

    Есть какие-то различия в том, кого будет представлять будущий юрист - пациента или организацию?

    Лолита Позднякова: Нет, базовая подготовка одинаковая, а дальше ребята сами решают, с кем работать. Чтобы представлять пациента, необходимо более детально знать закон о защите прав потребителей, регулирующий отношения медорганизации и пациента. Защищать интересы больницы сложнее: придется собрать и предоставить доказательства того, что врачи оказывали помощь согласно всем медицинским нормам и стандартам.

    Но юристы не могут досконально знать такие чисто врачебные нюансы…

    Диляра Медведская: Поэтому-то так важно сотрудничество юриста и врача. Оценку качества оказания услуг способен дать только профессиональный медицинский эксперт. Чтобы объективно оценить ситуацию и предъявить выводы правоохранительным органам или суду, нужно взаимодействие юриста и эксперта-медика. К тому же надо учитывать множество субъективных факторов: сопутствующие заболевания, возраст, психологические особенности пациента. Зачастую у человека остается ощущение, что лечили его плохо. И это "плохо" базируется исключительно на эмоциях, хотя фактически врач все сделал правильно.

    Как разбираются дела, когда в инцидентах с лечением пациента задействовано несколько медицинских учреждений?

    Галина Коновалова: Проверяется каждое из них на всех этапах. Но обычно один юрист защищает интересы одной больницы, притом что работа в итоге была коллективной.

    Диляра Медведская: От негатива к позитиву: впервые в этом году мы подали заявку на награждение региональной премией "Медицинский Олимп" одновременно врачей трех больниц. Случай уникальный - тяжелого пациента очень грамотно вели три клиники. Благодаря ювелирной работе специалистов на всех этапах лечения больной спасен, экстренно проведено серьезное оперативное вмешательство, которое позволит сохранить пациенту качество жизни. Считаем, такой совместный труд необходимо оценить по заслугам.

    Термин "коллективная ответственность" присутствует и в юридической сфере...

    Диляра Медведская: Да, не случайно иски подают не только на врача, но и на больницу. Чтобы поддержать медучреждение, мы не первый год используем формат коллективного страхования профессиональной ответственности. Процесс идет очень активно, на Среднем Урале каждое восьмое медучреждение имеет такую страховку. Несколько больниц уже получили выплаты - один или два миллиона рублей, в зависимости от формата страхования.

    Клиника, которая по решению суда обязана компенсировать родственникам погибшей пациентки ущерб в размере девяти миллионов, имеет право на выплаты от страховой?

    Галина Коновалова: Нет, она не была застрахована по этой схеме. Да и наши юристы не участвовали в гражданском процессе - медучреждение не обратилось за помощью в Медицинскую палату.

    Диляра Медведская: Страхование в сфере здравоохранения - обязательная процедура во всем мире. В Европе каждый врач должен иметь страховку, поскольку профессия обязывает. Любое вмешательство в организм - это риск. И даже высококлассному специалисту сложно без уверенности в профессиональной и юридической поддержки. Но, как бы ни была она сильна, цель Медицинской палаты не допускать профессиональных ошибок. Аккредитация, где врачи проверяют свои компетенции, стажировки в лучших клиниках Екатеринбурга у легендарных докторов - именно эта работа общественной организации минимизирует риски профессии медика.

    Не поддаваться на провокации

    Согласно социологическим опросам, 80 процентов больных недовольны проделанной докторами работой только из-за хамского отношения к ним в клинике. Помогают ли юристы избежать подобных конфликтов?

    Лолита Позднякова: Конечно, это больше касается деятельности психологов. Но есть и юридические тонкости. Бывает, пациент намеренно раздувает из мухи слона, чтобы предъявить претензии больнице. Потребительский экстремизм встречается и в стенах лечебных заведений. Чтобы не поддаваться на провокации, я предложила нашим юристам обучать сотрудников больниц правильному поведению в подобных ситуациях. Следует понимать, что провокатор часто нарушает нормы законодательства. К примеру, он не имеет права снимать в медучреждении, особенно детей, фотографировать без согласия лицо врача или регистратора, тем более если фото и видео затем попадают в публичное пространство. В общем, врачи должны знать, как действовать при возникновении конфликта, чтобы закон был на их стороне.

    Кстати

    Страхование коллективной профессиональной ответственности медицинских учреждений действует в 13 российских регионах. В УрФО эта схема наиболее развита в Тюменской и Свердловской областях.

    А как у соседей?

    Врачи Курганской областной больницы реанимировали двух пациентов, переживших клиническую смерть. Мужчины 45 и 65 лет поступили с диагнозом инфаркт миокарда. При этом старший в послеоперационный период за ночь пережил аж две клинические смерти, одна из которых длилась около 15 минут, сообщили в медучреждении. Дежурная бригада отделения неотложной кардиологии во главе с анестезиологом-реаниматологом Олегом Скрябиным сделала почти невозможное - вернула пациентов к жизни. Сейчас их состояние доктора оценивают как удовлетворительное. Специалисты отмечают: в таких случаях важную роль наряду с профессионализмом и слаженной работой медиков играет оснащение клиники высокотехнологичным оборудованием. В этом году для отделения кардиологии приобрели аппарат для УЗИ сердца и сосудов. А в 2022-м в больницу поступила техника для искусственной вентиляции легких и два диагностических комплекса для УЗИ высокого и экспертного классов.

    Поделиться