Суд Москвы признал бесхозяйными 72 живописных произведения, 19 графических произведений и три скульптуры, хранящиеся в Третьяковской галерее

Необычное для простого обывателя решение вынес Замоскворецкий районный суд Москвы. Он признал бесхозяйными 72 живописных произведения, 19 графических произведений и три скульптуры, хранящиеся в Государственной Третьяковской галерее.
Работы, переданные на временное хранение, музей не может ни показывать на выставках, ни реставрировать.
Работы, переданные на временное хранение, музей не может ни показывать на выставках, ни реставрировать. / Константин Завражин

В суд обратилась сама галерея. Ее просьбу уважили. Произведения искусства передали государству. "Суд удовлетворил исковое заявление ФГБУК "Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея" о признании движимой вещи бесхозяйной и обращении их в доход государства", - сказано в решении суда. В списке переданных государству - картины художников Андрея Коцки, Василия Рождественского, Виктора Шаталина, Андрея Курнакова, Чары Хуммедова, Меретдурды Аннакулиева, Меретгельды Акмамедова... Как поясняет пресс-служба музея, речь о произведениях, которые были переданы на временное хранение в Третьяковскую галерею более пяти лет назад и с чьими владельцами "потеряна связь".

Как известно, нет ничего более постоянного, чем "временное".

На сайте музея есть раздел, который по идее должен заинтересовать потенциальных наследников владельцев картин, скульптур, архивов. Этот раздел вполне мог бы называться "Разыскиваются". Разыскиваются наследники коллекционеров и художников, которые хотят претендовать на работы, отданные когда-то их родственниками в музей на временное хранение.

На этот сайт работы выставлены в ноябре 2021 года. Там есть, например, этюд Петрова-Водкина 1907 года... Есть там и зимний пейзаж Саврасова. И гипсовый портрет Паустовского, вылепленный с натуры Нисс-Гольдман. Есть интересная графика Василия Рождественского....

Конечно, чтобы заявить о правах на работу, нужно не только завещание, но и акт передачи работы на временное хранение в Третьяковскую галерею. Или, говоря юридическим языком, "основания Вашего права собственности". Просто сообщение, что "вот эта работа висела в кабинете дедушки", таким основанием не является.

По закону, если спустя пять лет после "объявления наследников в розыск" никто не объявился, произведения передаются "в доход государства". Решение об этом принимает суд. Иначе говоря, вещи передаются в собственность государства, в случае с произведениями искусства - в Музейный фонд РФ.

Так что "бесхозяйные" работы не пропадут.

Термин "бесхозяйная" вещь взят не с потолка. Он упоминается в специальной статье нашего Гражданского кодекса - статья 225. И там сказано, что "Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался".

Очень интересный вопрос: как признать движимую вещь бесхозяйной и стать ее собственником? В законодательстве говорится, как получить движимые вещи, как выражаются юристы - по приобретательной давности. Это когда гражданин чем-то долго владел, включая даже дом, а потом становится собственником вещи.

Комментарий

Что означает для музея статус "временного хранения" и почему надо было обращаться в суд?

Об этом рассказывает Анна Шалина, начальник службы научного комплектования и государственного учета музейных предметов Государственной Третьяковской галереи.

Как оказались работы на временном хранении?

Анна Шалина: 90 из 94 работ - это вещи, которые Третьяковская галерея принимала на закупку с 1984 года и до начала 1990-х. В то время государство закупало много произведений для музеев, покупкам работ современных авторов способствовал и Союз художников СССР. Сначала вещи рассматривались на заседании Государственной экспертной комиссии, работавшей при министерстве культуры, далее на экспертной комиссии уже музея.

Когда началась перестройка, закупки произведений государством практически прекратились, а своих средств у музеев долго не было. В результате многие произведения так и "зависали" в статусе временного хранения - были надежды, что средства появятся, собственники не забирали работы. Время шло, и за прошедшие годы контакты с владельцами некоторых работ мы потеряли. Кто-то умер, кто-то уехал за границу. Кто-то оказался за границей после распада СССР - ситуации были разные.

В списке на сайте много произведений художников из бывших союзных республик.

Анна Шалина: Есть совершенно замечательные вещи. Дело в том, что лучшие вещи привозились в Москву. Их показывали на выставках в ЦДХ, а музеи отбирали лучшие вещи с выставок. Потом музейные эксперты выбирали работы уже из отобранного списка, обычно 3-5 картин, остальные возвращали.

Иначе говоря, отбор был в несколько этапов?

Анна Шалина: Конечно. У нас очень хорошее собрание работ художников из бывших республик ССССР.

Были ситуации, когда вы спустя много лет находили владельцев и те дарили работы музею?

Анна Шалина: Да. Мы нашли владельцев произведений художников из Грузии, Армении. Практически все художники и их наследники выразили желание подарить работы нашему музею. На сайте только список работ, владельцев которых мы не нашли.

Но работы все это время находились в ГТГ?

Анна Шалина: Конечно.

А зачем нужен суд для признания этих вещей "бесхозяйными"?

Анна Шалина: Если вещь на временном хранении и нет контакта с владельцем, музей не имеет права ни показывать эту вещь на выставках, ни реставрировать. Мы можем только хранить. Получается, что произведения предаются забвению, никто не знает о том, что они существуют. Единственная возможность напомнить о них - это представить их на сайте в разделе, где мы ищем владельцев.

Иначе говоря, новый юридический статус "бесхозяйной вещи" делает ее "видимой"? Дает возможность показывать ее на выставках?

Анна Шалина: Да. Но тут надо иметь в виду, что юридический процесс идет в несколько этапов. Решение суда вступит в силу в конце июня - начале июля. После этого работы поступят в собственность Российской Федерации.

Они поступают в Музейный фонд страны?

Анна Шалина: Да. Но чтобы получить эти вещи в наше собрание, мы должны написать ходатайство в министерство культуры, обосновать, почему мы хотим получить эти произведения в наше собрание. Именно государство в лице минкультуры принимает окончательное решение о передаче картин музею. Надеемся, что министерство культуры пойдет нам навстречу в этом вопросе.

Когда произведение возвращается в музей, начинается следующий этап - включение работы в Музейный фонд РФ. Предмет еще раз описывается, уточняются его атрибуты, регистрируется в книге поступлений. После этого можно говорить о включении в Государственный каталог Музейного фонда. Они попадают в госкаталог, и с этого момента государство осуществляет их защиту как культурных ценностей. Это длительный процесс. Мы сейчас на первом этапе.