Когда 35 лет назад ушел Алексей Федорович Лосев, для кого это было важно, кроме его потрясенной семьи?
Елена Тахо-Годи: Кроме семьи, это было потрясение для его ближайших учеников, для интеллигенции. Но на его смерть откликались не только лично знавшие его люди, почитатели его трудов. В музее "Дома Лосева" хранится портрет Алексея Федоровича, сделанный человеком, прочитавшим в тюремном заключении статью Азы Алибековны Тахо-Годи в "Литературной газете" о недавно умершем философе и решившим написать лосевский портрет. Он, видимо, почувствовал в Алексее Федоровиче "пленника 20 века".
Уход Лосева был значим и для людей церкви. На девятый день его кончины Аза Алибековна как раз выступала на заседании, посвященном тысячелетию крещения Руси, и слушавший ее речь митрополит Филарет (Вахромеев) назвал ее настоящей проповедью.
И 35 лет назад мы понимали, что Лосев принадлежит не только ближайшим ученикам, но всем, кому дорога живая мысль.
Сегодня Лосева цитирует президент в Посланиях Федеральному собранию, а то, что он написал, что пережил и кем он был - это то, чем гордится Россия.
Елена Тахо- Годи: Да, конечно, теперь представление о Лосеве иное, нежели в 1988 году. За 35 лет стало понятно, что он не просто выдающийся эстетик или филолог-классик, каким он представлялся большинству из знавших его до 1988 года как автора монументальной "Истории античной эстетики" или дерзкой "Эстетики Возрождения". После смерти он постепенно предстал перед читателями совершенно другой фигурой, огромного масштаба, во всем многообразии своих научных и духовных интересов.
Ведь даже люди из относительно близкого ему круга в советское время не догадывались, что Алексей Федорович, например, глубоко верующий человек, тайный монах. Невозможно было говорить о его пути к вере, о том, насколько глубоко он был вовлечен в церковную жизнь, как он пострадал за эти искания - про его арест и тюремное заключение.
За минувшие 35 лет были напечатаны не десятки, а сотни его работ, хранившихся в домашнем архиве. Одновременно читателю были возвращены его основные, но замалчивавшиеся в советские годы труды, напечатанные в 1920-е годы. Так, его знаменитая "Диалектика мифа" вместе с дополнениями в наиболее полном виде появилась лишь в 2021 году, но к этому времени она уже была переведена практически на все европейские языки, на японский и грузинский язык. Только что, весной 2023 года, на грузинском языке вышла такая сложнейшая его работа, как "Диалектика художественной формы". Теперь мы знаем Лосева уже не только как философа и эстетика, но и как богослова, как исследователя религиозной мысли от средневековых схоластов до Николая Кузанского. Как философа языка, музыки и математики, написавшего книгу "Диалектические основы математики". Как писателя, создателя увлекательной, будоражащей воображение прозы. За минувшие 35 лет прошло 17 международных научных Лосевских чтений. Этой осенью к 130-летию мыслителя пройдут 18-е. Но уже в апреле состоялась Международная конференция, организованная Московской консерваторией, Домом Лосева, Лосевской комиссией Научного совета "История мировой культуры" РАН, посвященная Алексею Федоровичу и его большому почитателю, филологу-германисту Александру Викторовичу Михайлову.
Все ли опубликовано из написанного им?
Елена Тахо-Годи: Несмотря на появление новых и новых публикаций, нельзя сказать, что опубликовано все, что написано философом. Но, к сожалению, молодых исследователей, готовых корпеть над расшифровкой рукописей, в новом поколении не видно. Предпочитают идти по более легкому пути - изучать уже опубликованное.
Архив философа сегодня частично передан в Российскую государственную библиотеку, процесс передачи занял почти 10 лет. Сейчас более трех тысяч единиц хранения находятся на завершающей стадии описания. Но часть архива по-прежнему хранится в личном распоряжении лосевской ученицы и наследницы Азы Алибековны Тахо-Годи.
Важнейшим событием стало само открытие Дома Лосева, философской библиотеки, музея…
Елена Тахо- Годи: Да, это одно из важнейших событий прошедших 35 лет. Потому что буквально после смерти Алексея Федоровича дом и квартиру Лосева стремились уничтожить. Только усилиями и стараниями Азы Алибековны Тахо-Годи и ее коллег по культурно-просветительскому обществу "Лосевские беседы" Дом отстояли. На помощь пришли и духовные лица - и патриарх Алексий II, и даже папа Римский - и в 2004 году Дом Лосева открылся для посетителей. За 20 лет своего существования он стал важнейшим научным центром не только Москвы, но и страны. Выступает на равных с такими крупнейшими и старейшими научными центрами, как МГУ, Институт мировой литературы РАН, Институт философии РАН, Московская государственная консерватория.
Многое сделано для увековечивания памяти философа. На философском факультете Московского университета, выпускником которого был Алексей Федорович, есть аудитория Лосев-центр. Открылись Лосевские центры в Московском педагогическом университете, где Алексей Федорович преподавал с 1944 года, и в политехническом университете его родного Новочеркасска. В Новочеркасске, перед храмом, где крестили Лосева, недавно установлен ему памятник, а в гимназии, где учился Алексей Федорович, - мемориальная доска работы Вячеслава Клыкова. А в 2006 году на Арбате открыли первый памятник русскому философу - и это был памятник Лосеву.
Когда из России выслали "философский пароход" Алексей Федорович Лосев остался в России как великий культурный мост между временами. Сегодняшняя философская мысль питается от его работ?
Елена Тахо-Годи: Мне кажется, что лосевские труды по эстетике, богословию, философии языка, математики и музыки, его художественная проза позволяют найти ответы на самые разнообразные вопросы. Но, главное, Алексей Федорович по-прежнему является фигурой, позволяющей объединить совершенно разные направления. Интересовавшийся и античностью, и средневековьем, и Возрождением, и западноевропейской культурой 20 века, он при этом, несомненно, был абсолютно русским мыслителем. Постижение западной цивилизации, лосевский взгляд на нее сквозь призму русской мысли, русской идеи, православия. Хотя Алексей Федорович и не писал о русской философии - за исключением одной из своих ранних статей (1919 года) и последней книги, посвященной Владимиру Сергеевичу Соловьеву, на западноевропейскую цивилизацию он смотрел именно как русский человек, и хорошо видел ее достоинства и недостатки. И взгляд его, с моей точки зрения, очень близок взгляду Федора Михайловича Достоевского, говорившего, что камни Европы русскому человеку дороже, чем самим европейцам, но вместе с тем изобличавшего изъяны европейской цивилизации, ее гибельное влияние на человеческую душу.
Главным хранителем наследия философа стали Аза Алибековна Тахо-Годи и вы?
Елена Тахо-Годи: В том, что Алексей Федорович так открылся миру за эти 35 лет, конечно, огромная заслуга Азы Алибековны. Она - непревзойденный знаток и его трудов, и его архива, который она начала разбирать сразу же после кончины Лосева. И сама перепечатывала рукописи на машинке, и организовывала своих учеников, чтобы эта работа шла быстрее. Малое собрание сочинений Лосева в девяти томах, вышедшее в 90-е годы в издательстве "Мысль", тоже ее заслуга. Ею написаны сотни предисловий, послесловий, комментариев к различным публикациям Алексея Федоровича. Особо хотелось бы отметить ту большую помощь, которую оказывал и оказывает Азе Алибековне в работе над лосевским наследием Виктор Петрович Троицкий, подготовивший десятки лосевских работ к изданию. Сейчас он готовит переиздание первой лосевской книги - "Античный космос и современная наука".
Мне пришлось тоже принять эстафету и оказывать Азе Алибековне помощь во всех ее делах. Находясь рядом с нею, я просто не могла не стать на ту же стезю. В 2001 году я была назначена первым директором Дома Лосева, сейчас курирую его научный отдел. В 2004 году я защитила докторскую диссертацию о художественной прозе Лосева, во многом утвердив его имя как писателя. Важной и трудной для меня задачей стало издание в 2016 году двухтомника не только переводов, но и текстов Алексея Федоровича 1920-1930-х годов о Николае Кузанском, сложнейшем мыслителе рубежа средних веков и Возрождения. Это открыло совершенно новую страницу в его наследии.
Остается ли актуальным главный труд философа, его "Диалектика мифа"?
Елена Тахо-Годи: Написанная 90 лет тому назад, эта книга остается чрезвычайно актуальной. Думаю для любого человека, ищущего ответы на вопросы, как жить в современном мире, чрезвычайно важно прочесть ее, узнать, как Алексей Федорович видел будущее, саму логику исторического процесса.
Мне кажется, ни одна книга Лосева так не актуальна, как "Диалектика мифа". Настолько это живая книга! Написанная без самоцензуры, без оглядки на цензуру.
У каждого исследователя и писателя есть своя визитная карточка. "Диалектика мифа" для Лосева - это такая же "визитная карточка", как "Евгений Онегин" у Пушкина - центральный текст.
Чтобы понять, кто такой Алексей Федорович, надо обязательно прочитать "Диалектику мифа". В ней есть и его портрет. Он предстает нам и как мыслитель, и как литератор, как художник слова, как религиозный мыслитель. Это живая книга. Недаром из-за нее он попал в лагерь. Его супруга Валентина Михайловна Лосева, утешая арестованного мыслителя, писала, что книги страданием приобретают силу. У "Диалектики мифа" есть такая сила.
Как из казачьей, из священнической среды вырос такой культурный столп как Лосев?
Елена Тахо-Годи: Русская культура богата самородками. Разве не были такими невероятными самородками Василий Тредиаковский или Михаил Ломоносов? Откуда они взялись? Наверное, был прав Иван Сергеевич Тургенев, сказавший, что неизвестных гениев не существует. Народ рождает своих гениев, как природа - уникальной красоты цветок.
И, наверное, да, происходит чудо - соединение воли Божией и подходящей для этого человеческой сущности. Талантливый, гениальный человек - максимальное воплощение Божиего замысла о нем.
Внутренний рост и приближение к совершенству кому-то дано в большей степени, кому-то в меньшей… Алексею Федоровичу было дано многое - и талантов, и тягот. За талант приходится и пострадать, и послужить.