Чем удивил фестиваль "Славянские театральные встречи" в Гомеле
Театр выходит за рамки
С самого начала организаторы старались сделать театр максимально близким к зрителю.
Билеты на конкурсные спектакли разлетелись как горячие пирожки, но окунуться в фестивальную атмосферу мог любой желающий. Перед официальным стартом форума в сквере Кирилла Туровского развернулся необычный дивертисмент: бронзовые статуи оживали, батлеечные сказки репетировали прямо на глазах у прохожих, кое-где можно было подсмотреть, как гримируются актеры и создаются афиши. Городские улицы были просто пропитаны духом театра. За этой атмосферой в Гомель уже не первый раз приезжает россиянка Елена Парфинович:
- Я множество раз видела "Славянские театральные встречи", начиная с самого первого фестиваля. И каждый раз удивляюсь тому, какие хорошие спектакли привозят.
История у феста долгая, началась она еще в 1980-х годах. У истоков стояли театры Гомеля, Брянска и Чернигова. Форум принимал ведущие коллективы Минска, Киева, Санкт-Петербурга, Москвы, Смоленска, Брянска, Кишинева, Кракова, Вильнюса и многих других городов ближнего и дальнего зарубежья.
Площадки XV Международного фестиваля театрального искусства в Гомеле работали под девизом "Театр - миру. Мир театру!". Худрук форума Сергей Лагутенко отметил, что эти слова как никогда актуальны сегодня, в наше непростое время:
- Театр - это всегда добро, это всегда любовь, это всегда свет. Фестиваль нужен, он объединяет! Что бы ни происходило, он живет, потому что театр нужен людям как воздух.
Любви много не бывает
Почетным гостем форума стала советская и российская актриса театра и кино, теле- и радиоведущая, театральный педагог Яна Поплавская, которая не скрывала, что белорусская земля - ее первая любовь, и с удовольствием общалась со всеми желающими - со сцены, за кулисами и во время творческой встречи:
- Театр - это великое действо, которое возрождает в нас самые лучшие чувства. Он помогает любить, помогает страдать, потому что в страданиях подчас театрального действа мы понимаем мир, и это очень важно.
Стартовой конкурсной работой стал спектакль Белорусского государственного молодежного театра "Еще раз про любовь" по мотивам рассказов Василия Шукшина. Это трогательные жизненные картины, в которых мы видим самые разные чувства - счастливые и безответные, запретные, ранние и запоздалые. О послевоенной любви польки и московского студента, которая пытается прорваться сквозь железный занавес, рассказывали герои мелодрамы "Варшавская мелодия" Нового драматического театра Минска. А Рязанский государственный областной театр драмы привез историю про смелость любить - "6 утра, американо" по пьесе молодого белорусского драматурга Влады Ольховской.
Настоящим открытием для гомельского зрителя стал моноспектакль "Горбатая" Независимого театра "ТУТ" из Екатеринбурга. Анонсированный "монолог счастливой женщины" по сути стал исповедью о жизни, которую главная героиня в исполнении Марины Гапченко фактически бросила под ноги другим, забыв про себя. Она вроде и счастлива каким-то своим особенным счастьем, но посмотришь на обычную загнанную, утонувшую в чужих заботах женщину, которых рядом миллионы, и хочется рыдать. Забегая вперед, скажем, что абсолютно заслуженно одну из наград за лучшую женскую роль жюри фестиваля отдало Марине Гапченко.
Много говорили со сцены о классике, причем самой разной. Смоленский государственный академический драматический театр имени А.С. Грибоедова представил зрителям комедию Мольера "Лекарь поневоле", Гомельский городской молодежный театр - театральную фантазию "Как убить еще один вечер?" по "Осенней скуке" Николая Некрасова. Гомельский государственный театр кукол поставил "Сакрамэнт лесу" по сказкам Якуба Коласа. Мозырский драмтеатр со своими "Странными людьми" отдал предпочтение Чехову.
В подарок - атмосфера
Конкурсной работой хозяев фестиваля, коллектива Гомельского областного драмтеатра, стала постановка "Маленькие трагедии. Пушкин", одна из самых шумных и экспериментальных. В основу спектакля легла одна из хрестоматийных "маленьких трагедий" "Моцарт и Сальери", а также историческая встреча Александра Сергеевича с императором Николаем I. Балансирование между реальностью и вымыслом, гендерное перевоплощение, ведь роль великого русского поэта исполняет женщина, удивительный свет и завораживающая музыка делают работу даже не спектаклем, а одной сплошной эмоцией.
Конкурсные работы шли одна за одной, но зритель даже не думал уставать. В завершающий день фестиваля зал был полон, как и в первый. Закрывать форум выпало Брянскому областному театру драмы имени А.К. Толстого. В Гомель россияне привезли постановку "Рассказы циника" по произведениям Аркадия Аверченко. По сюжету обманутый муж появляется в доме любовника своей жены с револьвером. Но убийства так и не произойдет. Несколько новелл от циника, мастерски вплетенных в общую канву повествования, совершенно меняют убеждения мужчины. А сам рассказчик на деле оказывается не таким уж суровым циником и больше всего жалеет об упущенной возможности стать отцом. Благодаря продуманным декорациям и мастерским переходам, отличному музыкальному сопровождению и пластике создается ощущение постоянного движения, динамики и где-то даже кинематографичности.
Брянский спектакль, как и все конкурсные работы, оставил долгое манящее послевкусие. Не зря же одним из подарков, который преподносили организаторы участникам, была закупоренная бутылочка "с атмосферой фестиваля". За этой атмосферой в первую очередь и приезжают в Гомель самые яркие труппы. Но и призы должны быть розданы. Строгое жюри, в составе которого белорусские и российские деятели искусств, оценило конкурсные работы и вынесло свой вердикт. Лучшим спектаклем была признана постановка Гомельского областного драматического театра "Маленькие трагедии. Пушкин".
Подводя итоги фестиваля, председатель жюри, заслуженный артист БССР, декан театрального факультета Белорусской государственной академии искусств Владимир Мищанчук отметил:
- Мы видим, что искусство наше интернациональное. У нас действительно идет интеграция с Россией, с нашей сестрою. То, что делается между нашими театрами, тому подтверждение. Без этого "кровообмена", который идет у нас с российскими театрами, не было бы такого уровня нашего искусства, нашей культуры.