Если население более склонно копить, нежели тратить, то его сбережения являются, по сути, отложенным спросом
    Валерий Выжутович - о том, почему россияне снова начали экономить
    25.05.2023 20:21
    25.05.2023 20:21
    Поделиться
    После некоторого роста потребительских настроений, зафиксированного в январе, россияне снова начали экономить. Согласно исследованию, проведенному компанией NielsenIQ, по сравнению с 2022 годом больше половины населения страны снизили расходы на питание и развлечения. Кроме того, 67% граждан стали отказываться от новой одежды, 48% - от еды навынос, 46% ограничивают траты на отпуск. Опрос показал также, что 61% покупателей ходят в магазины с низкими ценами, 41% ищут на полках товары со скидками, а 37% снижают расходы на еду, покупая только необходимое. "Инфляция по прошлому году у нас 12%, это официальные данные, в реальности она гораздо больше.

    Из этого вытекает падение реальных доходов населения, - говорит директор Института социально-экономических исследований при Финансовом университете Алексей Зубец. - Кроме того, важным тормозом потребительской активности являются страхи людей. СМИ полны всякой тревожной информации - из зоны военных действий, по поводу новых пакетов санкций... В этих условиях люди не спешат расставаться с деньгами и предпочитают экономить. Поэтому я не вижу серьезных оснований для того, чтобы модель поведения поменялась со сберегательной на активную потребительскую".

    Инфляционные ожидания населения заметно возросли. Согласно опросам ИнФОМ, в 2023 году граждане ожидают инфляцию 12,2%, в то время как верхняя граница прогнозного коридора ЦБ РФ на 2023 год не превышает 8%, а ориентир на 2024-й предполагает замедление показателя до 4%.

    После некоторого роста потребительских настроений, зафиксированного в январе, россияне снова начали экономить

    Если население более склонно копить, нежели тратить, то его сбережения являются, по сути, отложенным спросом и могут способствовать разгону инфляции.

    Цены в России начали расти еще в 2020 году. В 2021-м инфляция была уже вдвое выше целевого уровня. В 2023 году она, по прогнозам, тоже вряд ли будет низкой. Отсюда изменения в экономическом поведении граждан. Их потребительская уверенность, согласно опросам, начала снижаться во всех возрастных группах, кроме самой старшей. Но желание одновременно и тратить, и сберегать осталось неизменным. С той лишь разницей, что в декабре 2022 года желание сберегать одержало верх над желанием тратить: доля опрошенных, предпочитающих откладывать деньги, а не расходовать их на дорогостоящие товары, увеличилась до 54,3%. Большинство респондентов оценивают текущее время как хорошее и для совершения крупных покупок, и для сбережений.

    По результатам совместного исследования, проведенного аудиторско-консалтинговой группой "Технологии доверия" и аналитического центра НАФИ, потребительские настроения россиян несколько улучшились. Доля тех, кто ожидает сохранения текущего уровня своих расходов на продовольствие и промтовары, постепенно растет. Но, как бы то ни было, экономическая ситуация заставляет россиян экономить. Аналитики ЦБ отмечают, что граждане все реже позволяют себе дорогостоящие покупки и все чаще проявляют склонность к сбережению.

    Замедление динамики спроса в рознице макроэкономисты ЦБ не оценивают как негативный фактор. Они отмечают устойчивость потребительской активности на фоне стабильной ситуации на рынке труда и расширения кредитования. Тем не менее, как сообщил Центробанк, потребительские настроения россиян пока застыли на максимуме 2018 года. То же и в отношении сберегательных настроений. По опросам ИнФОМ, проведенным по заказу ЦБ, в июле 2022 года более 70% респондентов не смогли ничего отложить. Здесь особенно неуверенно почувствовали себя предприниматели - о росте доходов заявили лишь 7% (в первом квартале было 18, во втором 14). Среди пессимистично настроенных потребителей, по данным Росстата, заметную долю составляет молодежь. А вот наемные работники свое материальное положение стали оценивать выше. При этом на 29% выросла доля населения, предпочитающего дорогостоящие товары, что объясняется появлением параллельного импорта.

    Траектория потребления стала стремительно меняться уже в марте 2022 года, и в первом квартале наблюдался рост расходов на 4,7%. Россияне скупали холодильники, стиральные машины, автомобили, компьютеры. Запасались продовольственными товарами длительного хранения - мукой, крупой, сахаром, солью, консервами. На год вперед заготавливали лекарства. При этом за три месяца реальные располагаемые доходы упали на 1,2%. Откуда же взялись деньги на ажиотажные закупки?

    Если население более склонно копить, нежели тратить, то его сбережения являются, по сути, отложенным спросом

    "Рост расходов был профинансирован за счет изъятия средств из сбережений и структурной перестройки расходов, - объясняют авторы доклада, подготовленного Центром развития ВШЭ. - Использование населением кредитования на создание запасов было сильно ограничено". Рост стратегических расходов (на товары длительного пользования и хранения) сопровождался тактической экономией - переходом на более дешевую еду (покупки свежих овощей уменьшились в марте на 17%, а свежих фруктов - на 13%), отказом от привычных услуг и развлечений.

    Конечно, у каждой семьи свои потребительские стандарты. Структура потребления каждого человека может отличаться от среднестатистической, поэтому наблюдаемая инфляция обычно выше официальной. Вопрос лишь в том, приведут ли инфляционные ожидания к фактическому росту потребительских цен.

    Валерий Выжутович
    политический обозреватель
    Поделиться