Как в Казани работает творческая инклюзивная студия

Казанской творческой инклюзивной студии "Э-моция" уже шесть лет. За это время его организаторами была в полной мере решена весьма непростая задача: люди с ограниченными возможностями здоровья теперь могут реализоваться в творчестве.
В спектаклях студии драматические тексты объединяются с пластическими действиями.
В спектаклях студии драматические тексты объединяются с пластическими действиями. / Елена Гредюшко/Студия "Э-моция"

Наши гости - руководитель студии Инесса Клюкина и режиссер, худрук Неля Суркина - рассказали о задачах коллектива и процессе роста. Они уверены, что нет ничего невозможного для человека, желающего и умеющего трудиться.

Все начинается с желания

В 2016 году в социальной сети "ВКонтакте" был размещен первый пост о творческих мастер-классах для людей с ограниченными физическими возможностями и, соответственно, о поиске педагогов и режиссера. Довольно быстро появились ребята, педагоги и волонтеры, реализовавшие уникальный для Казани проект.

- Идея появилась благодаря моему общению с девочками - победительницами конкурса "Жемчужины Татарстана" в 2016 году. В этом конкурсе я принимала участие двумя годами раньше. Помимо того, был запрос на организацию творческого объединения от ДК "Юность", - рассказывает Инесса Клюкина.

Проект показал высокую эффективность уже с первых дней. На один мастер-класс приходили несколько педагогов-волонтеров. Это было интересное время, давшее ребятам возможность познакомиться со многими уникальными людьми. Круг наших занятий был очень широким - от японской хореографии и корейских танцев до актерского мастерства и изготовления одежды из войлока.

Постепенно образовался костяк педагогов, продолжающих работать волонтерами. Нам только иногда удается получить какие-то деньги для разовых выплат. Сейчас педагогов, приходящих на один мастер-класс, стало меньше, но мы продолжаем эту практику знакомства с новыми людьми и с педагогическими техниками.

Постепенно стержнем работы стал театр, в работе которого участвуют все наши ребята. Конечно, каждый по мере своего стремления и физических возможностей. Мы не практикуем использование каких-либо фильтров и ограничений для желающих. Человек сам должен попробовать и решить для себя, может ли он участвовать в такой работе. А если нет, то решение уйти только за ним.

- Я впервые появилась здесь, - вступает в разговор Неля Суркина, - с целью дать мастер-класс по современной японской хореографии - буто, посмотреть на ребят, продумать план занятий таким образом, чтобы все могли стать участниками, не ограничиваясь ролью зрителя. В то время их группа уже обсуждала идею работы над спектаклем, но будущим артистам явно не хватало театрального опыта. В мои планы, должна сказать, не входило глубоко вникать в режиссуру, думалось просто немного помочь со сценарием и поставить небольшой отрывок из спектакля. Но поскольку в студии было только два человека, знакомых со сценическим делом (помимо меня, еще педагог по технике речи Лилия Хасанова), то мы решили все же передать ребятам свой опыт и помочь с постановкой спектакля.

В итоге я написала сценарий, собрала все, что было у ребят в задумках, и мы создали 20-минутный спектакль. Работа сделанная, как говорится, кровью, потом и слезами. Желания было много, а навыков мало, и отсутствовало понимание работы в команде. Но мы справились. Инесса не постеснялась и разослала пресс-релизы по всем казанским СМИ. Было даже телевидение, ведь идея инклюзивного театра на тот момент была новой для Казани. Наш театр стал явлением.

Участие без ограничений

Один из главных принципов проекта - возможность участия как можно большего количества людей с ограниченными возможностями здоровья. При этом коллектив стремится занять свое место в среде обычных людей, конкурировать с ними на равных, жить и работать.

- За все время работы не было случая, чтобы кого-то исключали. Только приняли правило не пропускать репетиции, - продолжает режиссер Неля Суркина. - Нельзя не работать, а потом прийти и просто выступить. За эти пять лет появилось много новых участников. У ребят разный уровень, поэтому новички не всегда вводятся в спектакль. Мы открыты, человек приходит на занятия, а затем у него либо получается, либо нет, но никто не отбраковывается. Однако надо понимать, что не все сразу готовы выйти на сцену. Надо ведь не просто роль выучить, требуется серьезная психологическая готовность выдерживать жесткий тайминг.

Для написания сценария мне необходимо понимание - для кого это делается, сколько человек реально могут произнести текст. Есть ведь ребята с серьезными нарушениями дикции, поэтому у некоторых персонажей вместо речи какие-то пластические действия. И еще один важный момент - это совместная работа всего коллектива. Каждый участник постановки может предложить идею или написать фрагмент сценария.

- Театральные репетиции глубоко интегрированы в систему развивающих занятий, в которых могут участвовать все. Есть час физической разминки, вокал, техника речи, хореография, - добавляет руководитель Инесса Клюкина. - Каждый участник спектакля посещает постоянных педагогов. Вокал ведет Миляуша Ахмадиева, технику речи отрабатывает Марина Мусиенко, мы с Нелей занимаемся актерским мастерством. А когда идет подготовка к спектаклю, то, конечно, больше внимания уделяется репетициям.

Известны за пределами Казани

За пять лет инклюзивную студию "Э-моция" узнали не только в Татарстане, но и в России. Педагоги и ребята каждый день доказывают: люди с ограниченными возможностями здоровья на самом деле такие же, как и все.

- Спектакли театра проходят на самых разных площадках. Это Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала, концертный зал детского центра "Экият", парки, дома культуры. У нас богатая гастрольная жизнь, - рассказывает Инесса Клюкина. - Уже удалось выступить в 18 городах: Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге, Камских Полянах, Болгаре, Ижевске, Москве, Екатеринбурге, Туле, Феодосии, Коктебеле, Сочи и других.

Студийцы любят гастролировать. Иногда нас приглашают, и тогда проезд, питание и проживание оплачивает принимающая сторона. Бывают гастроли, которые мы организуем на средства грантов. Например, в мае "Э-моция" покажет спектакли в Альметьевске, Чистополе и Алексеевском районе благодаря гранту Республики Татарстан на развитие гражданского общества в 2022 году.

Кредо "Э-моции": Совместная работа всего коллектива, где каждый участник постановки может предложить свою идею. Фото: Елена Гредюшко/Студия "Э-моция"

Самое сложное - это участие в фестивалях. Тут либо республика выделяет средства на поездку, либо нам помогают люди, которые перечисляют пожертвования на счет студии. Мы мечтаем побывать и показать спектакли в Санкт-Петербурге и на Байкале. Помочь осуществить мечту можно, переведя любую сумму по QR-коду через систему быстрых платежей и по реквизитам организации. Подробности на сайтах студии в социальных сетях.

Увеличилось и количество спектаклей. Сегодня мы можем представить уже восемь постановок. 25 апреля в Казани состоялась премьера импровизационного интерактивного спектакля "НормальНо".

Хочу заметить, что деятельность коллектива уже вышла за рамки театра. В 2020-2021 годах мы поработали на проекте показа коллекций одежды. Наше участие профинансировал фонд президентских грантов. В ходе работы ребята обучились войлоковалянию и создали замечательную коллекцию одежды, обуви и аксессуаров из войлока.

Большой яркий показ прошел на международном фестивале моды и стиля в Туле, где наша команда заняла первое место. При том, что по результатам предварительного отбора к финалу было допущено 68 коллекций, созданных обычными людьми. Это еще одно доказательство возможностей наших ребят.

P.S.

Творческая инклюзивная студия "Э-моция" - это прежде всего объединение людей, желающих найти свое место в мире творчества. Утверждающих жизнью и работой истину - в современном обществе должны быть равные возможности для всех.