В салоне 12 мест. Запас хода - тысяча километров. На самолете можно без дозаправки долететь из Томска до любой точки области. "Будем возрождать региональную авиацию. В нашей огромной области без нее никак!" - прокомментировал глава Томской области Владимир Мазур.
Уже почти два года полеты по внутриобластным маршрутам в регионе прекращены. Финансирование субсидированных перевозок приостановлено, заявок от авиаперевозчиков не поступает, а собственного авиапарка в Томской области нет. При этом все посадочные площадки в регионе технически исправны и готовы принимать борты легкой авиации хоть сегодня.
"Собственный" самолет позволит возобновить рейсы уже в июне после получения летного сертификата. К осени этого года специалисты новосибирского "Русавиапрома" намерены передать еще три модифицированных "кукурузника" для базирующегося в Томске "Сибаэрокрафта".
Руководство компании считает, что эти самолеты вернут томичам возможность летать в отдаленные населенные пункты.
- ТВС-2МС - это улучшенный вариант легендарного Ан-2, внесшего огромный вклад в гражданскую авиацию страны, - рассказал "РГ" руководитель "Русавиапрома" Алексей Крюков.
Глубокой модернизацией знаменитой "Аннушки" новосибирские специалисты занимаются уже более 10 лет. Поршневый двигатель они заменили на мощный американский Honeywell с пятилопастным винтом, позволяющий значительно снизить стоимость летного часа при выполнении авиационных работ и перевозке пассажиров.
Обладая колесным, а в зимнее время лыжным шасси, ТВС-2МС может эксплуатироваться круглый год на любых авиационных площадках. Его грузоподъемность -1500 килограммов. Простая и неприхотливая машина работает на авиакеросине, доступном в любом аэропорту, легко "садится" на грунтовку и отличается особой прочностью. Производители уверяют, что после модификации даже при интенсивной полетной нагрузке воздушное судно может эксплуатироваться еще как минимум 15 лет.
- На текущий момент в Сибири выпущено 25 самолетов ТВС-2МС, часть из них осуществляет регулярные пассажирские перевозки в отдаленных труднодоступных регионах Сибири и Дальнего Востока как в частных авиакомпаниях, так и в государственных, - говорит Алексей Крюков.
Еще несколько лет назад региональные авиаперевозчики утверждали, что модернизация "Аннушки" и отечественное самолетостроение их не интересует. Якобы за ту же стоимость можно приобрести десятилетнюю Cessna Grand Caravan. Однако время показало, что прихотливые американские "легкомоторки" в условиях сибирского климата нерентабельны. Плюс ко всему модификация "Аннушки" под ключ оценивается в 145 миллионов рублей. А "пустая" Cessna стоит в два раза дороже.
- Это то же самое, как сравнивать на проселочной дороге "УАЗ-Патриот" и Renault Logan, - объяснил корреспонденту "РГ" один из учредителей сибирской авиакомпании "СиЛА" Андрей Богданов. - Сегодня в нашем авиапарке уже 4 самолета ТВС-2МС. Два из них летают в Магадане и еще два на Камчатке. Могу сказать, что это одна из самых надежных машин в реалиях сибирской глубинки.
Сейчас правительство Томской области разрабатывает дорожную карту внутренних авиационных маршрутов.
- По нашим расчетам, для того чтобы закрыть всю маршрутную сеть, региону необходимо 10-12 самолетов, - утверждает гендиректор Сибаэрокрафта" Руслан Моисеев.
Эксплуатировать авиапарк также готова авиакомпания "СиЛА" - при возобновлении субсидирования.
Сибирские авиаконструкторы уверены, что проект по модернизированию Ан-2 снизит острую потребность регионов и авиакомпаний в современных универсальных и надежных "легких" самолетах.
- По нашим данным, сегодня из 800 имеющихся в реестре Ан-2 летают только 300, - говорит Алексей Крюков. - Но остальные самолеты теперь также могут получить вторую жизнь и вновь подняться в небо.
Компании удалось наладить параллельный импорт зарубежных комплектующих. Но авиаконструкторы не оставляют идеи разработать свой собственный двигатель для нового поколения "Аннушки" - мощностью более 1100 лошадиных сил.
На Уральском заводе гражданской авиации продолжается работа над ЛМС-901 "Байкал". Это легкий самолет, который должен полностью заменить устаревшие Ан-2. Сейчас авиастроители проводят испытания узлов турбовинтового двигателя, который будет полностью состоять из отечественных комплектующих. По плану в этом году должны завершиться летно-конструкторские испытания и сертификация самолета. Первые поставки начнутся в 2024 году. Между тем заказы на "Байкалы" расписаны уже на годы вперед - их ждут и в сельском хозяйстве, и в санавиации, и на местных воздушных линиях.
Подготовила Ольга Медведева, Екатеринбург