25.05.2023 20:00
    Поделиться

    В Петербурге решили защитить дворы многоэтажек от игнорирующих платные парковки водителей

    Законодатели Санкт-Петербурга предложили упростить установку шлагбаумов во дворах многоэтажек, оказавшихся в зоне платной парковки. Сейчас водители, не желающие оплачивать парковку (100 рублей в час днем), массово оставляют свои авто во дворах, где пока нет ворот или шлагбаумов. Жители центра хотят закрыть территорию дома, но сделать это быстро, соблюдая закон, почти невозможно.
    Плата за парковку - 100 рублей в час, и не все водители готовы раскошелиться.
    Плата за парковку - 100 рублей в час, и не все водители готовы раскошелиться. / Святослав Акимов

    Поставить шлагбаум на участке, входящем в общедомовое имущество, можно только после решения общего собрания собственников жилья, причем только там, где ранее было проведено межевание территории. И поскольку шлагбаум является элементом благоустройства, для его установки необходим проект, который должны согласовать несколько городских ведомств.

    Недовольные такой ситуацией активисты обратились за помощью к депутатам, чтобы законодательно упростить процесс закрытия дворов. На заседании рабочей группы Заксобрания было высказано несколько идей. Первая - город будет отдавать участок под шлагбаум в аренду за рубль без проведения общего собрания и межевания. "Второй способ - разрешить установку шлагбаума, как и кондиционера на домах, не по проекту, а по листу согласования с профильными комитетами, что гораздо проще. И третий - вообще отменить обязательность проектов на установку шлагбаумов", - говорит депутат Заксобрания Алексей Цивилев.

    Сейчас в зону платной парковки попадает 211 улиц Центрального и 153 улицы Адмиралтейского районов. С 1 июля 2023 года платное парковочное пространство охватит 141 улицу в Петроградском районе, а с 1 ноября - 118 улиц в Василеостровском.

    Правила благоустройства, которые предлагается изменить ради закрытия дворов, - весьма сложная юридическая конструкция с большим числом интересантов в лице нескольких городских комитетов и районных администраций. Поэтому процесс их обновления будет небыстрым, хотя депутаты, учитывая болезненность темы, обещают подготовить и внести документ на рассмотрение в приоритетном порядке. Кстати, плодами их законотворчества смогут воспользоваться жители всех районов города, а не только исторического центра.

    Для установки шлагбаума необходим проект, который должны согласовать несколько городских ведомств

    Член Общественной палаты РФ и автоэксперт Александр Холодов отмечает, что при решении проблемы недопустимо нарушать права как жителей дворов, так и тех, кто приезжает в центр по делам или для проведения досуга. "Если территория двора целиком выкуплена жильцами, они могут закрывать и открывать ее по своему усмотрению. Но большинство дворов в центре Петербурга все-таки не являются собственностью жильцов, а принадлежат городу. Поэтому у других автовладельцев есть точно такое же право оставлять там свою машину, как и у жильцов", - считает Холодов.

    А пока "на местах" находят свои способы решить проблему в обход громоздкой процедуры. Так, администрация Василеостровского района, изучив архивы, выявила дворы, где в былые времена точно стояли ворота. После этого в рамках реконструкции и восстановления исторического облика зданий было установлено до 100 ворот, надежно перекрывших дворы вместо шлагбаумов.

    Как вам это?

    Юрий Лебедев, депутат Заксобрания Нижегородской области:

    - На мой взгляд, питерская инициатива не продумана. Это не системный подход. В Нижнем Новгороде как-то запретили парковаться на центральной площади у Кремля. В итоге все поехали во дворы, потому что ни платных, ни бесплатных, ни подземных парковок рядом просто не было. У меня, как у автолюбителя, должен быть выбор, где оставить свой автомобиль: на платной парковке, бесплатной или вообще у обочины.

    Анатолий Локоть, мэр Новосибирска:

    - Разграничения общественных пространств шлагбаумами приводят к казусам, а то и к проблемам. Всем известны случаи, когда машины скорой помощи, пожарных, коммунальных служб не могут заехать во двор. Мы живем в городе, и, я считаю, общественные пространства должны быть доступны. А вообще по закону собственники многоквартирных домов на общем собрании решают, каким должен быть их двор.

    Виталий Иванищев, воронежский общественник:

    - Я поддерживаю установку шлагбаумов во дворах. Это частная территория, чаще всего оформленная на собственников недвижимости, и они вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Например, могут сделать здесь парковку и сдавать места в дневное время, и за счет полученных средств благоустраивать двор. При этом полностью блокировать дворы, устанавливая калитки, - неправильно. Необходимо оставлять возможность сквозного прохода.

    Подготовили Павел Аккуратов, Андрей Чугунов, Наталья Решетникова, Антон Валагин

    Опыт Москвы

    В Москве с проблемой запаркованных дворов возле улиц с платной парковкой столкнулись еще в 2012 году, когда в городе появились первые участки, где бросить машину можно было только за деньги.

    Городские власти ответили на это выпуском постановления № 428-ПП, которое до сих пор регламентирует установку шлагбаумов в городе. Оно сильно сократило число необходимых согласований. Более того, город решил выдавать субсидии желающим закрыть свои дворы. Поначалу это правило распространялось только на районы с платной парковкой и на один шлагбаум давали 50 тысяч рублей. Сейчас норма действует во всех районах, а софинансирование выросло до 100 тысяч за шлагбаум.

    Почему норму распространили даже туда, где нет платных парковок? Дело в том, что водители из Подмосковья начали бросать машины во дворах на окраинах города, чтобы дальше пересесть на метро и доехать в центр на нем. Так что сейчас огороженные дворы можно встретить даже у МКАД. Впрочем, платные парковки там тоже встречаются.

    Что же делают москвичи, чтобы закрыть свои дворы? В первую очередь им нужно провести общедомовое собрание, на котором большинство участников поддержит установку шлагбаумов. Дальше нужно согласовать установку в совете депутатов своего муниципального округа, обратиться за субсидией, получить деньги и отчитаться об установке. К каждому шлагбауму, как правило, подключается удаленная диспетчерская, которая открывает путь машинам скорой помощи, пожарным и т.д.

    Подготовил Александр Мелешенко

    Поделиться