Поставить шлагбаум на участке, входящем в общедомовое имущество, можно только после решения общего собрания собственников жилья, причем только там, где ранее было проведено межевание территории. И поскольку шлагбаум является элементом благоустройства, для его установки необходим проект, который должны согласовать несколько городских ведомств.
Недовольные такой ситуацией активисты обратились за помощью к депутатам, чтобы законодательно упростить процесс закрытия дворов. На заседании рабочей группы Заксобрания было высказано несколько идей. Первая - город будет отдавать участок под шлагбаум в аренду за рубль без проведения общего собрания и межевания. "Второй способ - разрешить установку шлагбаума, как и кондиционера на домах, не по проекту, а по листу согласования с профильными комитетами, что гораздо проще. И третий - вообще отменить обязательность проектов на установку шлагбаумов", - говорит депутат Заксобрания Алексей Цивилев.
Сейчас в зону платной парковки попадает 211 улиц Центрального и 153 улицы Адмиралтейского районов. С 1 июля 2023 года платное парковочное пространство охватит 141 улицу в Петроградском районе, а с 1 ноября - 118 улиц в Василеостровском.
Правила благоустройства, которые предлагается изменить ради закрытия дворов, - весьма сложная юридическая конструкция с большим числом интересантов в лице нескольких городских комитетов и районных администраций. Поэтому процесс их обновления будет небыстрым, хотя депутаты, учитывая болезненность темы, обещают подготовить и внести документ на рассмотрение в приоритетном порядке. Кстати, плодами их законотворчества смогут воспользоваться жители всех районов города, а не только исторического центра.
Член Общественной палаты РФ и автоэксперт Александр Холодов отмечает, что при решении проблемы недопустимо нарушать права как жителей дворов, так и тех, кто приезжает в центр по делам или для проведения досуга. "Если территория двора целиком выкуплена жильцами, они могут закрывать и открывать ее по своему усмотрению. Но большинство дворов в центре Петербурга все-таки не являются собственностью жильцов, а принадлежат городу. Поэтому у других автовладельцев есть точно такое же право оставлять там свою машину, как и у жильцов", - считает Холодов.
А пока "на местах" находят свои способы решить проблему в обход громоздкой процедуры. Так, администрация Василеостровского района, изучив архивы, выявила дворы, где в былые времена точно стояли ворота. После этого в рамках реконструкции и восстановления исторического облика зданий было установлено до 100 ворот, надежно перекрывших дворы вместо шлагбаумов.
- На мой взгляд, питерская инициатива не продумана. Это не системный подход. В Нижнем Новгороде как-то запретили парковаться на центральной площади у Кремля. В итоге все поехали во дворы, потому что ни платных, ни бесплатных, ни подземных парковок рядом просто не было. У меня, как у автолюбителя, должен быть выбор, где оставить свой автомобиль: на платной парковке, бесплатной или вообще у обочины.
- Разграничения общественных пространств шлагбаумами приводят к казусам, а то и к проблемам. Всем известны случаи, когда машины скорой помощи, пожарных, коммунальных служб не могут заехать во двор. Мы живем в городе, и, я считаю, общественные пространства должны быть доступны. А вообще по закону собственники многоквартирных домов на общем собрании решают, каким должен быть их двор.
- Я поддерживаю установку шлагбаумов во дворах. Это частная территория, чаще всего оформленная на собственников недвижимости, и они вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Например, могут сделать здесь парковку и сдавать места в дневное время, и за счет полученных средств благоустраивать двор. При этом полностью блокировать дворы, устанавливая калитки, - неправильно. Необходимо оставлять возможность сквозного прохода.
Подготовили Павел Аккуратов, Андрей Чугунов, Наталья Решетникова, Антон Валагин
В Москве с проблемой запаркованных дворов возле улиц с платной парковкой столкнулись еще в 2012 году, когда в городе появились первые участки, где бросить машину можно было только за деньги.
Городские власти ответили на это выпуском постановления № 428-ПП, которое до сих пор регламентирует установку шлагбаумов в городе. Оно сильно сократило число необходимых согласований. Более того, город решил выдавать субсидии желающим закрыть свои дворы. Поначалу это правило распространялось только на районы с платной парковкой и на один шлагбаум давали 50 тысяч рублей. Сейчас норма действует во всех районах, а софинансирование выросло до 100 тысяч за шлагбаум.
Почему норму распространили даже туда, где нет платных парковок? Дело в том, что водители из Подмосковья начали бросать машины во дворах на окраинах города, чтобы дальше пересесть на метро и доехать в центр на нем. Так что сейчас огороженные дворы можно встретить даже у МКАД. Впрочем, платные парковки там тоже встречаются.
Что же делают москвичи, чтобы закрыть свои дворы? В первую очередь им нужно провести общедомовое собрание, на котором большинство участников поддержит установку шлагбаумов. Дальше нужно согласовать установку в совете депутатов своего муниципального округа, обратиться за субсидией, получить деньги и отчитаться об установке. К каждому шлагбауму, как правило, подключается удаленная диспетчерская, которая открывает путь машинам скорой помощи, пожарным и т.д.
Подготовил Александр Мелешенко