Журнал "Мурзилка" отпраздновал 99 день рождения. Глава издания Ирина Антонова - о том, как журналу удается оставаться притягательным
Ирина Алексеевна, 99 лет - это почти век! Как Мурзилка себя чувствует в таком почтенном возрасте, не устал?
Ирина Антонова: И Мурзилка, и сам журнал чувствуют себя прекрасно. Журнал рассчитан на детей, а дети - это молодость, будущее, источник вдохновения и познания. Все им интересно, всегда они позитивны, фантазии через край. Так что "Мурзилка" не стареет - читатели не позволяют.
Этот желтый пушистый Мурзилка - он сам ребенок или взрослый старший друг?
Ирина Антонова: Об этом я часто спрашиваю у детей на выступлениях. Вариантов ответов множество: и котенок, и медвежонок, и инопланетянин. И правы все. А еще Мурзилка - всегда ровесник своего читателя.
А сколько лет вашим читателям?
Ирина Антонова: Раньше мы говорили, что от 6 до 12. Но дети очень изменились. Они теперь такие взрослые и мудрые. Так что наша аудитория - где-то от 5 и до 10 лет.
Как дети сегодня получают журнал? Возможно его купить в киоске?
Ирина Антонова: "Мурзилка" приходит к читателю по подписке. В розницу он сейчас не идет. К сожалению, на сегодняшний день для детских СМИ розница не рентабельна. Как только выходит новый номер, все нераспроданные экземпляры предыдущего убирают с прилавка.
А в реальности журнал за месяц не устаревает...
Ирина Антонова: В том-то и дело! И сказки, и стихи, которые мы публикуем, не могут за месяц устареть. Поэтому и многие родители "старые" журналы не выбрасывают, хранят в своих библиотеках.
Я видела в интернете объявление: подборку винтажных номеров "Мурзилки" продают за несколько десятков тысяч рублей.
Ирина Антонова: А мы видели, как кто-то предлагал в Сети не очень старые и вовсе не раритетные выпуски за миллион. Посмеялись в редакции. Есть у нас, конечно, такие экземпляры, на которых, если их продать, можно было бы немало заработать. Но мы существуем только за счет подписки.
Что сегодня усложняет "Мурзилке" жизнь?
Ирина Антонова: Основная проблема детских журналов - отсутствие рекламы. Нет, не в журнале! Мы принципиально не ставим в своих выпусках рекламу. Но нам так не хватает, чтобы о нас рассказывали, писали, показывали по телевидению. Это невозможно, таких денег у нас нет. Мы стараемся держать минимальную цену для своих читателей. Но нам необходима информационная поддержка.
Да, многие родители вспоминают "Мурзилку" с ностальгией, но не знают, что журнал выходит.
Ирина Антонова: Мы на выставках с этим все время сталкиваемся. "Ой, а вы снова выходите?" Не "снова", мы выходили все это время! Журнал не закрывался даже в Великую Отечественную войну. Он внесен в Книгу рекордов Гиннесса как детский журнал с самым длительным сроком издания. Очень интересно наблюдать за людьми в момент встречи с детством - как меняется выражение лица, появляется улыбка. Они говорят: "Да, точно, он был в моем детстве, такой же яркий!" А я хорошо знаю наш журнал - он не всегда был такой, как сейчас. Сегодня "Мурзилка" действительно красочный и выпускается на отличной бумаге. А бывало, выходил и на газетной.
Я знаю, что "Мурзилку" выписывают и в Беларуси.
Ирина Антонова: Да, в Беларуси подписка оформляется на "Белпочте". Мы, кстати, часто печатаем белорусских авторов.
А как работает "редакционная кухня" в "Мурзилке"?
Ирина Антонова: Каждый номер много обсуждаем. Если посмотреть внимательно, видно, как вдумчиво подобраны материалы друг к другу. Мы, например, не соединим стихотворение о природе и игровое на одном развороте. У нас большой редакционный портфель, авторов очень много. Рассматриваем все рукописи, что нам присылают.
Как сейчас ребятня пишет письма? Электронные? Бумажные?
Ирина Антонова: И так, и так. Раньше обычной почты приходило больше. У нас ведь множество конкурсов. И вот приходило очень много посылок с поделками, картинками. Почта с ног сбивалась на доставке для "Мурзилки". И бывало обидно, когда при транспортировке что-то разваливалось. А сейчас можно любым телефоном делать отличные фото, и мы разрешаем присылать просто снимки работ.
А как журналу конкурировать с интернетом, с блогерами, которые собирают десятки тысяч подписчиков-фанатов?
Ирина Антонова: К сожалению, журнал с ними конкурировать не может. По простой причине, что для конкуренции нужна большая реклама. Вот взять "Машу и Медведя". Сначала был мультсериал на ТВ, а потом уже пошла другая продукция, в том числе журнал. И нам очень такого не хватает.
Однако недаром же "Мурзилка" выходит 99 лет. Значит, ключик к сердцу читателей находит.
Ирина Антонова: Да, читатель у нас был, есть и, надеюсь, будет. Библиотекари с радостью используют наш журнал в работе, черпают идеи. "Мурзилка" не стоит на полке. Я была в разных городах в разных библиотеках, и везде всегда журнал "Мурзилка" зачитанный. Общечеловеческие ценности ведь всегда остаются. Доброта, честность, сочувствие.
Сам Мурзилка очень современно выглядит.
Ирина Антонова: Многие не знают, что в 20-е годы XX века символом журнала был щенок. Но потом он подрос и убежал по своим взрослым собачьим делам - так я объясняю детям. Журнал какое-то время был без героя. Но дети писали письма, обращаясь словно к живому существу: "Дорогой Мурзилка!". Любимое письмо мое одна девочка написала в 1926 году: "Мурзилка, если будешь в зоопарке, передай вороне, чтобы она с детками не здоровалась так больно!". И тогда появился пушистый желтый сказочный персонаж. Таким предстал в 1937 году наш герой перед художником Аминадавом Каневским, таким он его и нарисовал.
Ирина Алексеевна, вы известный детский писатель. Как удается выкраивать время для собственного творчества?
Ирина Антонова: Я давно работаю в "Мурзилке", но главным редактором и генеральным директором - только два года как. Так что было не до себя, пришлось взять тайм-аут. Но мысли, идеи и желания есть. Осталось найти время.
Ирина Антонова - российский детский писатель. Автор таких книг, как "Жил-был у бабушки...", "Красавица 5 "В", "Колючий, ушастый, а главное - зубастый", "Тайна гранатовых зёрен".