Как развитие биотехнологий поможет суверенитету России и Беларуси

В России сегодня освоено производство двух аминокислот - это лизин сульфат и метионин.
В России сегодня освоено производство двух аминокислот - это лизин сульфат и метионин. / Сергей Куксин
Россия и Беларусь развивают сотрудничество в высокотехнологичных областях. О том, как биотехнологии могут улучшить нашу жизнь, насколько сложно организовать импортозамещение в этом сегменте, в преддверии Первого биотехнологического форума Союзного государства "СОЮЗ" поговорил с исполнительным директором Национального кормового союза Сергеем Михнюком.

Мы с вами беседуем накануне Первого биотехнологического форума Союзного государства. А что это такое - биотехнологии? Можно ли их "пощупать"?

Сергей Михнюк: Конечно, можно. С частным проявлением применения принципов биотехнологий мы сталкиваемся практически ежедневно. Это, например, сбраживание сырого молока в кефир или ряженку за счет разных бактерий.

А что в современном мире?

Сергей Михнюк: Если взять, например, классическое понимание биотехнологий, то это наука, которая изучает возможности использования живых организмов для решения различных технологических задач, создание новых живых организмов с заданными свойствами методами генной инженерии. По сути дела, мы не изобретаем заново велосипед, а пытаемся с помощью современных технологических трендов создать в сфере технологий новый уклад, который позволит России и Беларуси поддерживать суверенитет в этой области.

Беларуси раньше, чем России, удалось наладить сотрудничество с Китаем в сфере кормовых биотехнологий

Многие считают, что биотехнологии слишком дороги для повсеместного использования и поэтому они - лишь маркетинговый ход. Это не так?

Сергей Михнюк: Конечно, нет. Сами по себе биотехнологии не так уж и дороги, но львиную долю в их цене занимает стоимость оборудования. Дорого и время, потраченное на исследования. Та или иная бактерия, которая разрабатывается или эволюционирует, состоит из стоимости вложенного интеллектуального труда.

Как обстоят дела в Союзном государстве с биотехнологиями, каковы перспективы?

Сергей Михнюк: В России сегодня освоено производство двух аминокислот - это лизин сульфат и метионин. Первая - это, по сути, трудовой подвиг последних 5-7 лет исследований, вторая присутствует на рынке с конца 80-х - начала 90-х годов прошлого века.

Получается очень "короткий" список...

Сергей Михнюк: Конечно, этого мало, потому что одних витаминов - порядка 7-8 позиций из наиболее часто используемых, например, при откорме животных. То же самое касается и аминокислот. Если пройтись по всему перечню, который находится в обращении, то их намного больше.

Нам необходимо в короткие сроки этот список увеличить, так?

Сергей Михнюк: Да, в этом направлении следует идти. Есть несколько путей, один из них - покупка за рубежом конечной продукции. Есть путь, когда за границей приобретается полуфабрикат и доводится до ума. В последнем случае, кстати, многие лукавят: покупают продукт, которому до готовности осталась одна стадия - облучение ультрафиолетом. Облучают, наклеивают свои этикетки и гордо говорят: мы произвели! Профессионалам на рынке это сразу понятно: не может компания, в штате которой полторы сотни человек, заниматься всем технологическим циклом, для этого необходимо в десять раз больше людей.

Сегмент кормов и биодобавок - один из важнейших, связанных с биотехнологиями. Чего после введения санкций не хватает России и Беларуси, чтобы его развивать? Чем мы можем быть полезны друг другу?

Сергей Михнюк: Беларуси раньше, чем России, удалось наладить сотрудничество с Китаем в сфере кормовых биотехнологий, у Союзного государства огромный потенциал развития этого сегмента. В России есть сырье - зерно, которого в достаточном количестве нет в Поднебесной и в Беларуси. И это позволяет работать на перспективу - не только закрыть потребности Москвы и Минска в биотехнологичных кормах, но и обеспечить ими страны бывшего СССР.

Насколько быстро это можно сделать?

Сергей Михнюк: В течение пяти лет. Но для этого стороны должны быть готовы. У нас должен быть свой штамм бактерий, перечень технологического оборудования, необходимого для производства. Мы должны понимать не только емкость нашего рынка, но и точку безубыточности, сколько мы должны произвести продукции для того, чтобы это было не только выгодно, но и реализуемо на рынке. А этого понимания пока нет.

Допустим, все получилось. Не подорожают ли корма и конечная продукция?

Сергей Михнюк: Подчеркну сразу: подорожание кормов и конечной продукции - спекулятивная гипотеза. Вклад кормов, в производстве которых использовались биотехнологии, в общей структуре себестоимости составляет 60-70 процентов. Но если мы возьмем корм и разложим его на составляющие, то цена кормовых биодобавок в его составе займет не более 5-15 процентов. А все остальное - наполнитель (зерно), белок растительного происхождения. В основном рост стоимости кормов зависит от наполнителя. Если продукция и подорожает, то точно не из-за биотехнологий, а из-за других, экономических, причин.

Что даст развитие биотехнологий в этой сфере бизнесу России и Беларуси?

Сергей Михнюк: Новые рабочие места. Сегодня эта тема очень востребована: как раньше, накормить людей пшеницей или картошкой, мясом уже нельзя, нужно искать пути удешевления продукции. И здесь биотехнологии как раз и могут помочь. А для их реализации нужно много рабочих рук.

Что же касается бизнеса, то он сможет более спокойно заниматься прогнозированием своего развития. Санкции привели к тому, что из России ушла немецкая компания EVONIK, поставляющая аминокислоту метионин. Если мы наладим полноценное производство достаточных объемов этой аминокислоты у себя, то бизнес, использующий ее в своей работе, будет более уверенно смотреть в будущее. России и Беларуси нужно создать качественную дорожную карту. При этом, подчеркну, производить всю номенклатуру витаминов и аминокислот совершенно не нужно.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться