26.05.2023 10:42
    Поделиться

    Загадки просят объяснений, сценарий не продуман: фильм "Иллюзия побега" не соответствует оценкам рецензентов Роттердамского фестиваля

    Мир киноужастиков - особый мир, где штампы приветствуются. Они здесь становятся разновидностью киноязыка - кирпичиками, из которых, как фраза из слов, складывается леденящая душу сюита жутких воплей, страшных скрипов, повергающей в ужас музыки, крадущихся в полутьме перепуганных героев и зрителей, получающих от этого неземной кайф. Этот устрашающий, десятилетиями не меняющийся арсенал - здесь и есть главное, а смысла может и не быть, потому что в типовом ужастике он только кремовая розочка на торте.
    Когда на той стороне озера люди вдруг увидят самих себя, им будет уже не до выяснения семейных отношений.
    Когда на той стороне озера люди вдруг увидят самих себя, им будет уже не до выяснения семейных отношений. / kinorium.com

    Первый полнометражный фильм датчанки Каролине Люнгбю "Иллюзия побега" в оригинале называется "Суперпозиция" - термин из квантовой механики, означающий два противоположных состояния в одном (помещенный в сейф с радиоактивным веществом кот, по Шредингеру, может быть одновременно и жив и мертв). Авторы фильма устраивают вот такой эксперимент со своими героями - супругами Тейтом и Стайн, их маленьким сыном Немо и песиком Тарзаном: семья решает уйти от "большого мира", поселившись в доме на берегу озера вдали от цивилизации, чтобы, как говорила Раневская в "Золушке", "познать самое себя". Жена Стайн хочет дописать наконец свой первый роман, муж Тейт - оттянуться на природе. Им нужно разобраться в своих взъерошенных чувствах после пережитой измены - Тейт сгулял налево, да и Стайн, судя по всему, не без греха. Сеансы психоанализа, которые они себе учиняют, - диалоги у микрофона под запись - они отправляют в Копенгаген на радио для передачи подкастов: интим, как сегодня принято, равен публичности.

    В ужастике важно испугаться. А смысла может не быть - он здесь как кремовая розочка на торте

    Темный лес в ужастике - всегда предвестие поджидающего среди деревьев кошмара. И хотя уединенный домик оказывается роскошной виллой со всеми радостями покинутой героями цивилизации, в окружающей чаще им начнут мерещиться, а потом и материализуются какие-то мучительно знакомые незнакомцы. Что приводит супругов в замешательство: им было обещано полное безлюдье. Потом выяснится, что незнакомцы - такие же супруги. Причем такие же во всех деталях - их полные и абсолютные двойники. Ясно, что бытовая, как казалось, картина сулит нечто более сложное и требующее подключить, кроме уже разбушевавшихся инстинктов, мозговые извилины. Увидев себя как в зеркале, ошеломленная пара получает шанс взглянуть на себя и свои проблемы со стороны.

    Авторы такого сюжета ставят перед собой задачи почти неразрешимые. Двойников играют, понятно, одни и те же актеры Мария Бах Хансен и Миккель Боэ Фёльсгор. Актеры хорошие, но определить теперь, кто есть кто из раздвоившихся персонажей, становится трудно. Понятно, что в такой ситуации супруги поменяются супругами и вкусят какой-то относительной новизны в развернутых сексуальных сценах на траве, но и внешне, и психологически они неразличимы. И это первый важный прокол режиссера, не сумевшего снабдить зрителей какой-то лоцией в столь необычном опыте. Но главные проблемы, думаю, в сценарии: он плохо придуман и еще хуже продуман. Ясно, что мерещилось подобие параболы, когда в бытовой на первый взгляд истории заложена поучительная притча, необычность образовавшейся коллизии заново высвечивает для героев природу их рутинных проблем. Сказался и шлейф от многих и разных картин о раздвоении личности, ее расчленении на темную и светлую стороны натуры.

    Но предложенный нам линейный сюжет претендует быть напряженным, музыка и скрипы исправно устрашают - невольно следишь и за развитием интригующей фабулы, но… не веришь ни одному действию персонажей. Ну не может мать оставить малыша в чаще леса, убежав что-то рассматривать на том берегу озера. И безумием покажется решение семейства, перепугавшись неведомого, кромешной ночью пуститься в обратный путь лесной дорогой в полном мраке. Авторы фильма все время теряют своих персонажей из виду, никак не позиционируя их в камерном пространстве фильма: вот родители в любовном экстазе кувыркаются в траве - а куда делся ребенок? Вот дамы-двойники перемывают косточки мужьям - а куда делись мужья? Вот интеллигентная пара, встретив другую интеллигентную пару, не хочет познакомиться, как люди, а почему-то грозит ее пристрелить и запирает в подвале - с чего вдруг? И единственное, что кажется правдоподобным - это агрессивное недовольство женщин их мужчинами: мол, так хотелось к чему-то прислониться надежному - а попался такой гад. Причем этот последний тезис фильм никак не доказывает и даже не иллюстрирует - мужья как мужья, не хуже жен.

    Условность многократно усложнена еще одной так и не решенной загадкой: супруги раздвоились, а ребенок как был, так и остался один. Только теперь он почему-то не хочет признавать свою маму. Возможно, для параболы, занятой психоанализом супружеских дрязг, это неважно, но если все подано в формах реализма, подробнейшего и безусловного, то загадкам хочется объяснений.

    Формально в фильме все сделано неплохо: отличным актерам даже в нелепых обстоятельствах удается быть убедительными, саундтрек полон необходимых шорохов и скрипов, светотени оператора Сине Вадструп Брукер сулят кошмары, от музыки Песси Лаванто шевелятся на голове волосы. Интересно использован прием зеркального раздвоения людей и пейзажей с их последующим слиянием обратно - сразу ясно, что нас ждет не только ужастик, но и философское эссе об относительности всего сущего - ведь оно, как известно, всегда может обернуться оптическим обманом и раствориться в мировом пространстве. Вывод из всего сложного - прост: чтобы, как говорила Раневская, познать самое себя, нужно убить в себе нечто. Для совсем непонятливых есть русское название картины: мол, от себя не убежишь.

    Я бы не стал, вслед за рецензентами фестиваля в Роттердаме, приветствовать приход в жанр триллеров новой яркой режиссерской звезды - мне фильм Каролине Люнгбю показался претенциозным, но без достаточных к тому оснований.

    Поделиться