Есть ли перспектива у нового китайского самолета С919 в России

Первый в Китае большой отечественный пассажирский самолет C919 совершил свой первый коммерческий рейс - из Шанхая в Пекин. Как сообщило агентство Синьхуа, перелет занял 2 часа 25 минут. Чем интересен новый лайнер? И может ли он составить конкуренцию российскому МС-21? Об этом говорим с генеральным директором консалтинговой компании "РЕК Аэроспейс", главным конструктором самолета-амфибии Бе-200 (1992-2016 гг.) Александром Явкиным.

Александр Васильевич, кто в конкурентах у китайского C919?

Александр Явкин: Обладая дальностью полета до 5555 километров, C919 станет прямым конкурентом узкофюзеляжным Boeing 737 и Airbus 320, наиболее часто используемым для внутренних и региональных международных рейсов. Согласно Шанхайскому отчету о научно-техническом прогрессе за 2022 год, на конец прошлого года на C919 размещено уже 1035 заказов.

Китайский самолет рассчитан на 164 посадочных места. Он символизирует усилия Пекина по повышению технологической самостоятельности.

В КНР запуск C919, после многих лет исследований и разработок, рассматривается как ключевой момент в пекинской стратегии "Сделано в Китае к 2025 году"

Работа над ним велась пятнадцать лет. В мае 2008-го Китай учредил Китайскую коммерческую авиастроительную корпорацию (COMAC) в Шанхае и объявил о планах по производству своего первого большого коммерческого реактивного лайнера. Первый полет состоялся только через девять лет - в мае 2017-го. Кстати, российский МС-21 впервые взлетел тогда же.

В прошлом году первый C919 с номером B-919A был поставлен авиакомпании China Eastern Airlines. Перевозчик провел серию испытательных полетов.

Самолет полностью сделан из китайских комплектующих?

Александр Явкин: Судя по открытой информации, многие основные элементы самолета, такие как носовая часть, фюзеляж, внешнее крыло, киль и горизонтальный стабилизатор спроектированы COMAC. Однако компания привлекла западные фирмы для оказания помощи с некоторыми компонентами. Так, двигатели LEAP-1C разработаны CFM International, совместным предприятием General Electric и французской высокотехнологичной промышленной группы Safran.

Как вы считаете, есть ли перспектива у С919 в России?

Александр Явкин: Формально, возможные поставки С919 в Россию попадают под санкции из-за комплектующих западного производства. Но кто знает, что будет дальше? На внутреннем российском рынке МС-21 и С919 не конкуренты между собой.

Инфографика "РГ"/ Антон Переплетчиков / Наталья Ячменникова

Что касается потенциальной возможности продвижения самолетов на мировой рынок: несмотря на то, что МС-21 превосходит С919 по ряду заявленных технических характеристик, двухлетнее, как минимум, отставание в сроке начала коммерческих полетов и незавершенность процесса сертификации на текущий момент времени у МС-21, я думаю, ухудшает перспективы российского лайнера занять в будущем долю рынка, на который нацеливается С919. Это рынок, скажем так, стран с неприхотливыми к комфорту пассажирами, ценящими дешевые билеты.

Преимуществом С919 в глазах мировых авиакомпаний, которые рассматривают планы приобретения самолетов, является то, что С919 сертифицирован и его заявляемые характеристики соответствуют реальным. Китайцы относятся к созданию гражданской авиационной техники серьезно. Их нормы летной годности гармонизированы с нормами США и ЕС. С этими странами у КНР подписаны Двусторонние межгосударственные соглашения по авиационной безопасности.

МС-21 до такого состояния пока не дошел.

В КНР запуск C919 после многих лет исследований и разработок рассматривается как ключевой момент в пекинской стратегии "Сделано в Китае к 2025 году". В том числе с целью снижения зависимости авиационного сектора от иностранных самолетов.