Верховный суд разрешил забирать у банкротов средства, полученные в рамках госконтрактов

Верховный суд России в специальном обзоре судебной практике разъяснил, что средства должников на специальных счетах не защищены от требований кредиторов. Данные счета используются для расчетов по государственным контрактам.

Как разъяснил президиум Верховного суда России в обзоре судебной практики разрешения споров о банкротстве, "условие договора о проведении расчетов через специальный счет с банковским сопровождением сделки не обособляет хранящиеся на этом счете денежные средства от правопритязаний кредиторов".

Как пояснил вице-президент Гильдии российских адвокатов Никита Филиппов, как правило, такие специальные счета открываются для проведения расчетов со "спецсубъектом", то есть с органом публичной власти, который отчитывается за расходование бюджетных денежных средств. Иными словами, на этих счетах могут лежать деньги, полученные должникам в рамках государственных контрактов.

"Закон о банкротстве устанавливает требование о том, что все имущество должника на момент открытия процедуры внешнего управления или конкурсного производства, входит в конкурсную массу, вне зависимости от его места нахождения или специальных счетов", подчеркивает Никита Филиппов.

В свою очередь, старший юрист практики разрешения споров о банкротстве Бюро адвокатов "Де-юре" Дарья Иванова уточняет, что Верховный суд страны в своем обзоре указал следующее: денежные средства, которые проходят по специальным счетам, не связанным с обычным ведением деятельности должника, не должны проходить в обход конкурсной массы должника, несмотря на их целевую направленность при наличии специального субъекта сделки. Таким образом, защиты от кредиторов у таких денег нет. Поэтому в рамках процедуры необходимо пересчитать и распределить между кредиторами в том числе средства со специальных счетов.

"Как правило, Верховный суд РФ в своих определениях формулирует определенный правовой подход к судебной практике по неоднозначным вопросам, а мы зачастую оставляем без внимания судебные акты ВС РФ, в которых он напоминает об основах действия правовых норм", - говорит Дарья Иванова.

Поэтому Верховный суд регулярно напоминает свои важные правовые позиции в обзорах судебной практики. Например, в данном обзоре он также указал, что суд не вправе прекратить производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедур, "без проверки обоснованности ссылки заявителя на наличие источника, за счет которого могут быть покрыты названные расходы". Проще говоря: если кредиторы уверяют, что деньги на процедуру банкротства есть, к их доводам надо прислушаться. Возможно, кстати, что денег нет прямо сейчас, но их можно найти, оспорив какие-то сделки должника.

"Представляется, что данное определение вошло в обзор больше не из-за того, что формирует принципиально новый подход, а по причине необходимости напоминания судам о том, что отказ во введении процедуры при наличии источников формирования конкурсной массы не способствует защите прав и законных интересов кредиторов, - говорит Дарья Иванова. - Процедура банкротства представляет собой способ защиты имущественных прав кредиторов в ситуациях, когда обычные методы принудительного взыскания задолженности с должника неэффективны из-за отсутствия механизмов, связанных с формированием конкурсной массы за счет возврата имущества, принадлежащего должнику".

Но, продолжает юрист, справедливо и то, что процедура банкротства требует финансирования как минимум на выплату вознаграждения арбитражного управляющего и расходы, связанные с опубликованием сообщений и т.д. "Финансирование допускается за счет получения денежных средств в конкурсную массу от продажи имущества, как ранее принадлежавшего должнику, но отчужденного при недобросовестном поведении, так и принадлежащего должнику на момент открытия процедуры конкурсного производства, - объясняет она. - Сам по себе механизм возврата имущества в конкурсную массу направлен на трансформацию имущества в денежные средства для последующих расчетов с кредиторами. Это означает, что определяющего значения при рассмотрении возможности проведения процедуры конкурсного производства не имеет способ получения имущества должника в процедуре конкурсного производства: такое имущество находилось во владении должника на момент открытия процедуры конкурсного производства или было возвращено в результате произведенных мероприятий по его возврату".

Таким образом, подчеркивает она, процедура банкротства может и должна быть введена, даже если судом установлено отсутствие имущества, но кредитором представлены доказательства возможности возврата имущества должника в конкурсную массу за счет механизмов оспаривания сделок или взыскания задолженности и последующей продажи имущества или получения денежных средств от дебиторов должника. "Данный подход позволяет защитить финансовый интерес кредитора за счет инициирования дела о банкротстве и погашении должником задолженности перед кредитором", - говорит Дарья Иванова.