В Москве около 14 тысяч компаний-экспортеров - это примерно 20 процентов от количества компаний этой категории в России. Особым спросом за рубежом пользуется продукция IT и креативных индустрий. По словам главы столичного департамента предпринимательства и инновационного развития Алексея Фурсина, бизнесу в минувшем году пришлось заново выстраивать логистику и искать новых иностранных партнеров.
"Мы понимаем, что наращивать объем экспортируемых товаров и услуг нужно за счет новой географии, - говорит он. - Без зарубежного рынка компаниям порой невозможно расти. Развиваясь и продавая там, они развиваются и здесь". Он подчеркнул, что количество выставок и бизнес-миссий, где предприниматели могут найти потенциального партнера, увеличено. Переговоры с января провели уже больше 200 компаний. Например, производители каш, лимонадов, снеков и батончиков расширили выпуск в Китае и странах Юго-Восточной Азии.
Московская IТ-продукция оказалась востребована в ОАЭ, Саудовской Аравии и Таиланде, образовательные наборы - в Бразилии, а детская анимация - в Индии. В то же время, отмечает Фурсин, многие не чувствуют рынка, забывая про слово "маркетинг", делая "непродающие" презентации и не владея иностранными языками. С этим согласна и бренд-директор SPLAT Анастасия Нидзий. Выход на новый рынок, отмечает она, большинство предпринимателей воспринимают как отпуск: мол, в России работаем, и там сможем. Но так не бывает. "К тому же в арабском и азиатском мире еще более требовательны к инновациям и качеству, - говорит она. - Нужно учитывать и культурный код страны".
Директор по связям с общественностью компании NtechLab Александр Томас призвал отечественные компании объединяться в альянсы, поскольку так проще завоевать новые рынки, где уже работают сильные игроки. По его словам, придется конкурировать с китайцами, у которых неограниченные финансовые и административные ресурсы, с японцами и корейцами, которые славятся передовыми технологиями.